Что такое ДТП: определение в ПДД, КоАП и правилах ОСАГО. Что считается ДТП, а что нет. Виды дорожно-транспортных происшествий и их характеристики. ДТП: расшифровка и определение что это. Виды и причины дорожно-транспортных происшествий. Классификация и участники. Правила поведения и оформление ДТП в 2019 году.

Понятие "дорожно-транспортное происшествие"

В первую очередь рассмотрим понятие ДТП из пункта 1.2 правил дорожного движения:

"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Данное понятие содержит ряд условий, которые должны выполняться одновременно:

  • событие возникло в процессе движения автомобиля;
  • автомобиль принимает непосредственное участие в данном событии;
  • имеет место ущерб (жизни или здоровью людей, либо материальный).

Если хотя бы одно из условий не выполняется, то нельзя говорить о том, что произошло ДТП. Разберем данный вопрос подробнее.

1. ДТП возникает только в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, наезд автомобиля на стоящего пешехода является дорожно-транспортным происшествием, а вот обратная ситуация, т.е. падение пешехода на стоящий автомобиль, - не является.

2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором участвует транспортное средство.

Например, не является ДТП попадание в пешехода окурка, выброшенного из окна автомобиля. Даже если окурок прожег одежду, то есть причинил ущерб.

3. Событие является дорожно-транспортным происшествием, если в нем нанесен ущерб жизни или здоровью людей, транспортным средствам, сооружениям, грузам или иной материальный ущерб.

Например, легкое столкновение автомобилей, при котором только стерлась пыль на бампере и не появились трещины, сколы, царапины или иные повреждения, не считается дорожно-транспортным происшествием. Следовательно, в этом случае не требуется вызывать ГИБДД и выполнять другие обязанности, связанные с дорожно-транспортным происшествием. Также в этом случае не может быть наложен и штраф за сокрытие с места ДТП.

Признаки дорожных аварий

На основании определения можно выделить несколько главных признаков происшествий, относимых к дорожно-транспортным. По этим признакам судят о том, является ли ситуация дорожно-транспортным происшествием либо ее стоит квалифицировать иначе (например, дорожно-транспортное преступление). Основным признаком ДТП является участие транспорта любой категории, в том числе дорожно-строительной техники, сельскохозяйственных машин. Однако ТС должны пребывать в движении и находиться в пределах дороги. Обязательное пребывание транспорта в движении (перевозка материальных ценностей, людей, движение без груза по автомагистралям и т.д.) — еще одна важная характеристика ДТП.

Примеры ситуаций, когда происшествие не является ДТП

  1. Автомобиль на большой скорости движется по трассе. Из открытого окна транспортного средства вылетает тяжелая игрушка и попадает в стоящего на тротуаре пешехода. Человек получает серьезную травму глаза. Однако квалифицировать ситуацию как ДТП нельзя.
  2. Прохожий, споткнувшись, падает на припаркованный у тротуара мотоцикл. В результате было повреждено транспортное средство, а человек получил травму. Но к ДТП такое происшествие не относится, поскольку мотоцикл не двигался.

Если ситуация на дороге с участием ТС привела к возникновению негативных последствий в виде материального ущерба или пострадали люди, то также можно говорить о ДТП. Зачастую (не всегда) перед аварией происходит нарушение правил безопасности. Это относится и к несоблюдению ПДД, и к недобросовестной эксплуатации автомобиля. Если признаки ДТП отсутствуют, то участники не могут быть наказаны за сокрытие с места происшествия, также отпадает необходимость в выезде сотрудников ГИБДД.

Участники ДТП

Определение участникам ДТП несложно дать и самостоятельно: ими считаются те участники движения, которые были в той или иной степени задействованы в аварии. То есть лица, относящиеся либо к категории виновников случившегося, либо к группе пострадавших.

Еще лучше понять, кто считается участником ДТП, позволят Правила дорожного движения, в которых дается определение понятию «участник дорожного движения». Согласно ПДД, это некое лицо, которое принимает участие в движении в качестве пешехода, водителя транспортного средства или его пассажира:

  • Водитель. Это тот, кто управляет транспортным средством. А также к этой категории граждан относят погонщиков скота, ведущих стадо по проезжей части. Водителем считается и инструктор по вождению, сидящий рядом со своим подопечным, который управляет машиной.
  • Пассажир. Им считается не только то лицо, которое находится в ТС вместе с водителем, но и то, которое заходит или выходит из авто. То есть участник ДТП — это, например, человек, который выходил из автобуса и пострадал из-за того, что водитель слишком рано закрыл двери и начал движение.
  • Пешеход. Это человек, который движется вне ТС по дороге или по расположенной вблизи нее пешеходной зоне. К пешеходам причисляются, в том числе, те, кто ведет за собой велосипед, мотоцикл или иное аналогичное транспортное средство. Те, кто едут на коньках, самокате или аналогичном приспособлении. Также пешеходами считаются лица, ведущие детскую или инвалидную коляску. Лица, управляющие инвалидной коляской, не оснащенной мотором.

В зависимости от ситуации может произойти как ДТП с одним участником (водитель врезался в столб), так и авария с несколькими десятками или даже сотнями сторон.

Фото 1

Что относится к ДТП?

К ДТП относятся разные обязательства, связанные с дорожными происшествиями. Довольно часто они характеризуются, как длительные, трудоемкие и запутанные.

Причина в том, что далеко не всегда получается выполнить все с первого раза, оценить, может быть отнесена или нет определенная ситуация к категории ДТП.

При выяснении вопроса, какое из событий может быть отнесено к ДТП, потребуется принимать во внимание основное определение понятия. После этого становится ясно, что нельзя отнести к дорожным авариям.

В первую очередь это такие ситуации, где автомобиль не принимал непосредственного участия. Также к ДТП не могут быть отнесены ситуации, при которых автомобили находились в статичном состоянии, а также если не был причинен ущерб автомобилю или иным участникам движения.

Необходимо понимать, что является ДТП, что нет. Это поможет в определенной ситуации защитить свои права.



Категории участников ДТП

Дать определение участникам ДТП относительно несложно. Сделать это можно и самостоятельно. Прежде всего, это лица, которые в той или иной степени были задействованы в аварийной ситуации. Это лица, которые напрямую относятся к категории виновников ДТП или потерпевших.

Согласно ПДД, среди основных категорий участников ДТП можно выделить следующие:

  1. Водитель. Это может быть не только человек, который управляет автомобилем, но погонщик скота, ведущий стадо по дороге, инструктор по вождению, находящийся рядом с человеком, который учится управлять транспортным средством.
  2. Пассажир. К данной категории участников дорожного движения относится не только лицо, находящееся в автомобиле одновременно с водителем, но также человек, который выходит или заходит из транспортного средства. Чтобы было более понятно, можно привести пример. К категории принимающего участие в ДТП пассажира может выступать человек, вышедший из автобуса и пострадавший по той причине, что водитель раньше времени закрыл дверь или тронулся с места.
  3. Пешеход. Это такой участник движения, который не только передвигается по трассе или по рядом расположенной зоне. К категории пешеходов могут быть отнесены люди, ведущие рядом с собой велосипед или мотоцикл и те, кто едет на самокате, на коньках или на ином аналогичном устройстве. К пешеходам также можно отнести лица, которые ведут инвалидную и детскую коляску.

ДТП может возникнуть, как с одним участником, когда водитель столкнулся в неодушевленным препятствием, а также с несколькими, вплоть до десятка или даже сотни. Это есть ответ на вопрос, что такое обоюдка.

Причины ДТП

В первую очередь стоит сказать о том, что можно отнести к причинам ДТП. К ним причисляются все те факторы риска, которые имеют отношение либо непосредственно к действиям одного из участников движения, либо к внешнему воздействию среды.

При этом анализ причин возникновения ДТП, который регулярно проводится статистическими службами и научно-исследовательскими центрами, показывает, что чаще всего происшествия на дорогах происходят все же из-за некорректных действий водителей. В большинстве случаев они просто нарушают тем или иным образом Правила дорожного движения, что неминуемо приводит к авариям различной степени тяжести.

Принято выделять основные причины и условия возникновения ДТП, фактически выстраивающие ту негативную статистику дорожных происшествий, о которой мы сейчас говорим. Из года в год количественные показатели несколько меняются — то в большую, то в меньшую сторону, но качественные критерии остаются все же примерно одинаковыми. Это позволяет говорить об устоявшихся негативных тенденциях, с которыми и пытаются бороться на законодательном и исполнительном уровнях.

Так, главные причины возникновения ДТП в России в 2019 году остались такими же, как и в прошлые несколько лет:

  • нарушение ПДД;
  • физическая усталость автомобилиста;
  • факторы, снимающие акцент внимания водителя с дороги (например, телефоны);
  • негативные погодные условия;
  • проблемное покрытие дороги;
  • прием спиртного.

Подробнее о том, что чаще всего приводит к аварийным ситуациям, читайте в статье: Алкоголь и наркотики — основные причины ДТП.

Виды и характеристика ДТП

В п.3 третьего приложения к вышеуказанным Правилам учета указаны основные виды ДТП и их характеристика:

  1. Столкновение – происшествие во время движения, когда ТС сталкиваются между собой или с подвижным ж/д составом.
  2. Опрокидывание – происшествие, при котором переворачивается двигающееся ТС.
  3. Наезды – на препятствие, стоящее ТС, пешехода, велосипедиста или гужевую повозку. Подходят оба варианта – когда ТС наталкивается на препятствие и наоборот.
  4. Падение пассажира – происшествие, при котором пассажир падает с движущегося ТС или в его салоне (кузове) в результате резкого маневра или изменения скорости.
  5. Иной вид ДТП. Сюда причисляются любые происшествия, которые нельзя отнести к указанным выше. Например, падение транспортируемого груза, попадание отброшенного колесом предмета или наезд на внезапно появившееся препятствие.
Фото 2

Последнее изменение термина ДТП

В далёком 2001 году в последний раз менялся этот термин, и изменение было судьбоносным, хотя фактически незначительным. В список перечисления условий для наступления дорожно-транспортного происшествия был добавлен иной материальный ущерб.

До этого, если, к примеру, сами автомобили не повредились, но в результате происшествия у водителя разбился телефон, то это не считалось ДТП.

Как возмещается ущерб

Возмещение ущерба является важнейшей обязанностью участников ДТП после его оформления. Потерпевшая сторона вправе рассчитывать на страховые выплаты и компенсацию от виновной. По ОСАГО теперь деньги получить нельзя, но машину должен отремонтировать страховщик. Необходимо уведомить СК о случившемся и вызвать аварийного комиссара, а затем подать заявление, приложив соответствующий пакет документов.

Если страховки у виновника нет или она не покрывает все расходы, он должен компенсировать разницу или полностью восстановить поврежденное авто за свой счет.

Вопрос решается по договоренности либо в суде на основании положений Гражданского кодекса.

Основные причины ДТП

Стоит обратить внимание, что для возникновения ДТП существуют определенные причины. Среди них можно отметить все возможные факторы риска, имеющие отношение к действиям участника движения или к воздействиям внешней среды.

Практически анализ основной массы ДТП показал, что очень часто аварийные ситуации происходят по причине некорректных действий водителей. ДТП разной сложности возникают при нарушении водителем ПДД.

Что касается основания для нарушения ПДД, то здесь может быть несколько факторов:

  • усталость и физическое недомогание водителя;
  • факторы, которые снимают акцент внимания водителя с трассы – телефон, например;
  • неблагоприятные условия погоды;
  • некачественное дорожное покрытие;
  • алкогольное опьянение.

Причин, которые могут повлечь за собой нарушение ПДД, существует достаточно много, но среди самыми распространенными считается употребление участниками движения наркотиков и алкоголя.

Кто считается виновником ДТП?

Виновником ДТП признается водитель, нарушение которого послужило причиной дорожно-транспортного происшествия. Если перед столкновением правила нарушили оба водителя, то виновниками могут быть признаны и тот, и другой.

При этом не любое нарушение правил делает водителя виновником автоматически.

Например, водитель автомобиля 1 проехал на красный сигнал светофора, а водитель машины 2 забыл дома водительское удостоверение. Нарушение допущено каждым из водителей, однако причиной ДТП стал именно проезд на красный свет.

С другой стороны, если водитель автомобиля 3 выезжает со второстепенной дороги, а водитель 4 едет по перекрестку задним ходом, то виновниками могут быть признаны оба водителя. Однако степень вины должна быть определена индивидуально в каждом конкретном случае.

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)

В действующем с года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. ). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. ). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. ).

В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

Определение понятия

Расшифровка аббревиатуры ДТП звучит следующим образом: «дорожно-транспортное происшествие». Из термина следует, что это всегда некая аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному или нескольким транспортным средствам (ТС). При этом понятие не дает возможности понять, какую именно ситуацию можно расценивать как ДТП. А потому полезно знать не только, как расшифровывается ДТП, но и что данный термин под собой подразумевает.

В соответствующем федеральном законе, в Правилах дорожного движения (ПДД), а также в Правилах ОСАГО, Правилах учета дорожно-транспортных происшествий и в КоАП детально написано о том, что считается ДТП по закону. Подробнее рассмотрим определения, которые приводятся в этих официальных документах.

В федеральном законе и Правилах учета дорожных аварий дается следующее определение ДТП: это некое событие, случившееся в процессе движения транспортного средства и повлекшее причинение вреда здоровью и/или жизни людей, целостности других транспортных средств, грузов, недвижимых объектов.

В тексте ПДД расшифровка термина ДТП аналогична.

А вот Кодекс об административных правонарушениях дает несколько отличающуюся трактовку. Понятие ДТП в КоАП— это нарушение ПДД либо же несоблюдение требований к принципам эксплуатации данного транспортного средства, что и повлекло причинение ущерба здоровью других людей. Причем в административном порядке рассматривается только урон легкой или средней тяжести. В остальных случаях сведения о ДТП уже будут передаваться специалистам по уголовной практике.

Что именно относится к ДТП

Разбирательства, связанные с дорожными происшествиями, часто бывают трудоемкими, длительными и запутанными. А все потому, что далеко не всегда удается с первого раза оценить, является ли конкретная ситуация ДТП или нет.

Разбираясь в том, какое событие считается ДТП, в первую очередь необходимо исходить из самого определения понятия. В итоге становится понятно, что нельзя считать дорожной аварией ситуацию, когда:

  • транспортное средство не участвовало в нем.
  • ТС были статичными.
  • не был причинен ущерб ни транспорту, ни другим участникам движения.

Нужно уметь правильно оценивать, что является ДТП, а что нет, чтобы иметь возможность в сложившейся ситуации должным образом защитить свои права. Например, к дорожному происшествию можно отнести травму пассажира автомобиля, полученную вследствие резкого изменения скорости или траектории движения ТС. Согласитесь, мало кто из граждан, пострадавших таким образом от лихачества водителей маршрутных такси, знает об этом.

Кто может стать участником?

Фото 4

Классифицировать участников происшествия на дороге можно по нескольким критериям. Во-первых, степень виновности в ДТП позволяет говорить о виновной стороне и потерпевшей, причем виновниками могут быть как машины, так и пешеходы, пассажиры. К категории потерпевших относятся собственники транспорта, физические и юридические лица (например, ущерб нанесен зданию, которое находится в собственности компании). Во-вторых, классификация может основываться на роли участников ДТП в дорожном движении: водители, пешеходы, пассажиры. В качестве водителя рассматривается не только гражданин, управляющий ТС, но и автоинструктор, который находится на пассажирском сидении рядом с учеником. Категория пешеходов включает в себя участников движения, которые:

  • Перемещаются по дороге или в зоне, расположенной поблизости (тротуары, остановки общественного транспорта);
  • Двигаются, ведя в руках велосипед, мотоцикл, скутер, мопед;
  • Катаются на самокате, роликовых коньках, гироскутере и т.д.;
  • Управляют движением детской или инвалидной коляски, тележки.

К пассажирам относят лиц, которые находятся в транспорте вместе с водителем, а также входящих, выходящих из общественного или другого ТС. Например, дорожно-транспортным происшествием будет признана ситуация, при которой пассажир, совершая посадку в такси, получил травму из-за резкого движения машины. Зачастую такие события происходят в перегруженном общественном транспорте в часы пик. В ДТП может принимать участие как одна сторона, так и несколько.

О чем идет речь

Для правильной оценки происходящего, понимания, как действовать, нужно не только знать определение ДТП, но и причины возникновения, его виды и алгоритм поведения участников. При этом важна расшифровка аббревиатуры ДТП.

Наверняка все знают, что это дорожно-транспортное происшествие. То есть случай на дороге, который произошел с ТС. Но такое определение было бы слишком обобщенным и не позволило бы классифицировать каждый отдельный случай, ведь причины и следствия могут быть разными. Для уточнения деталей есть смысл обратиться к законодательной базе.

Вот какое дано определение ДТП в Правилах дорожного движения. Приводим почти дословно из п.1.2 Общих положений.

ДТП – это событие с участием ТС, возникшее в ходе их передвижения по дороге, когда погибли либо пострадали люди, повреждены автомобили, грузы, сооружения или причинён другой материальный урон.

Примерно такое же понятие ДТП в КоАП. Здесь это расценивается как административное правонарушение, результатом которого стал вред имуществу и/или здоровью. В ст. 2 ФЗ N 196-ФЗ зафиксировано точно такое же определение. К слову, и в законе об ОСАГО тоже.

Но как интерпретировать слова «люди» и «дорога»? Без точных определений разбираться нет смысла. Именно поэтому не все из нас понимают, что считается ДТП сотрудниками ГИБДД. Как результат, не получается сразу определить, относится ли ситуация к теме нашего разговора.

Что не может относиться к ДТП

Если вдумчиво прочитать определение дороги в тех же ПДД, станет ясно, что ситуация классифицируется как ДТП, если она сложилась на территории, обозначенной как проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса или трамвайные пути. Событие может быть связано с одним участником или несколькими. Причем из определения ДТП следует, что машина в нем участвует во время движения, а результатом этого процесса должен стать материальный ущерб.

Теперь можно сформулировать, что не является ДТП. К нему не относится происшествие, если:

  • ТС в нем не участвовало;
  • авто было неподвижным;
  • имущественный ущерб и травматизм людей не последовали.

При отсутствии одного из перечисленных условий нет смысла говорить о ДТП. Другими словами, если машина столкнулась с деревом в чистом поле, у такой ситуации есть другое определение. Если на авто упала сосулька – это тоже не может расцениваться как ДТП, хотя ущерб налицо.

Что делать при ДТП

Фото 5

Во многом исход аварийного происшествия будет зависеть от грамотного поведения сторон конфликта. В особенности это касается пострадавшей стороны, ведь именно ей в большинстве случаев приходится принимать непосредственное участие в защите своих гражданских прав.

Если говорить предельно кратко, то схема действий примерно такая:

  • Проанализировать состояние пострадавших в аварии лиц и/или машин.
  • Вызвать сотрудников ГИБДД.
  • Взять под контроль процесс возмещения материального, морального вреда со стороны виновника случившегося.

На деле же каждый из этих пунктов можно расписать на несколько десятков чрезвычайно важных подпунктов. Знать о каждом из них должен любой водитель, потому что только в этом случае у него есть шанс на полноценное восполнение ущерба.

Подробнее прочитать о том, как вести себя при аварии вы сможете в статье, расположенной по ссылке: Что делать при ДТП.

Кто является участником ДТП?

Еще раз обратимся к определению из пункта 1.2 правил дорожного движения:

"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

На основании этого абзаца можно выделить следующих участников ДТП:

  • Водитель транспортного средства, при участии которого причинен ущерб.
  • Другие участники дорожного движения, которым причинен ущерб.

Например, при движении по жилой зоне автомобиль наехал на футбольный мяч. Автомобиль не получил повреждений, мяч лопнул. Участниками ДТП являются водитель автомобиля и хозяин мяча.

Еще одна распространенная ситуация. Водитель едет по двухполосной автодороге и ему навстречу "выскакивает" обгоняющий автомобиль. Водитель принимает решение повернуть на обочину, чтобы избежать столкновения. В результате автомобиль на обочине переворачивается и получает значительные повреждения.

Встречный автомобиль, который выполнял обгон, повреждений не получил и вообще в столкновении не участвовал.

В этом случае участником ДТП является только водитель автомобиля, который свернул на обочину.

Основные виды ДТП

Согласно установленных в настоящее время правил дорожного движения, выделяется несколько основных категорий и признаки ДТП. Вот как выглядит классификация ДТП:

  1. Столкновение. Сюда можно отнести разной интенсивности столкновение двух и более автомобилей.
  2. Опрокидывание. Это опрокидывание средства передвижения, произошедшее по разным причинам.
  3. Наезд. Это может быть совершение наезда, на автомобиль, находящийся в статичном положении – на обочине дороги или в жилом дворе.
  4. Падение пассажира при движении автомобиля. Сюда можно отнести падение из салона на дорогу или на пешеходный переход, а также падение пассажира внутри салона по причине резкого торможения или снижения скорости.
  5. Наезд на любой недвижимое препятствие – мостовая опора, дорожный знак, дерево, ограждение, столб или определенный объект недвижимости.
  6. Совершение наезда на пешехода – аварийные ситуации, где человек страдает, как от самого средства передвижения, так и от перевозимого груза. Это может быть выпавший из транспортного средства кирпич, ящик или доска.
  7. Разные формы наездов – на животное, на гужевой транспорт, на велосипедиста.

Существуют также иные варианты и виды ДТП. Это разнообразные группы дорожных аварий, которые не подпадают ни под какую категорию из перечисленных выше.

Это могут быть разнообразные формы наезда на колесо, которое отпало от иного средства передвижения или иной предмет.

Существует иная форма классификации дорожных происшествий. Изучив данную информацию, можно понять, что такое учетное ДТП, например.

Среди подобных категорий аварийных ситуаций можно отметить:

  1. Бесконтактное ДТП. Это особая ситуация, при которой водитель стал виновником происшествия, но сам при этом ни с кем не столкнулся. Самой распространенной является ситуации, когда водитель выезжает на встречную полосу, возвращается, а иные автомобили резко изменили траекторию движения и столкнулись.
  2. Учетное ДТП. Чтобы понять данную категорию аварийных ситуаций, потребуется обратиться к условиям учета происшествий, а также вспомнить, что в особой статистической отчетности в обязательном порядке обозначаются ДТП, где участники получили травмы разной степени тяжести, или ДТП привело к смерти людей. Только такие ситуации могут быть отнесены к категории учетных. Если люди не пострадали в аварии, она не будет подлежать учету.
  3. Скрытое ДТП. Здесь все понятно уже из самого названия. Это такие аварийные ситуации, при которых виновный ДТП скрывается с места без каких-либо причин, но исключительно с целью сокрытия своей причастности к сложившейся ситуации.

На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что законом установлена детальная профессиональная классификация аварийных ситуаций. Соответственно и виды производимого анализа также могут быть разными.

В процессе производимого анализа применяется обычно ситуационная, статистическая, корреляционная, а также вероятностная методики. Практически во всех случаях задействуется дорожно-техническая и юридическая экспертизы.

В обязательном порядке принимаются во внимание современные технологические, социокультурные моменты, а также удельные и абсолютные индивидуальные показатели.

Грамотно проведенный анализ ДТП позволяет понять каждую отдельную ситуацию, а также основные причины ее возникновения.

Полученные в результате информационные данные используются для выработки правильных превентивных мер, которые в последствии могут быть направлены на снижение количества происшествий на трассах в каждом отдельном населенном пункте и во всей стране в целом.

Вопросы и ответы

ПДД оговаривает, что ДТП - это событие, возникшее в процессе движения ПО ДОРОГЕ ТС...

Понятие ДОРОГА также конкретно описано в ПДД.

Можно ли считать ДТП событие (легкое повреждение другого ТС), произошедшее на территории, не подпадающей под определение "дорога" (территория, примыкающая к автомойке и находящаяся в 70-100 метрах от дороги)?

Эксперт:

Евгений,

В соответствии с ПДД - «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. «Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами. Насколько я понимаю, территория, прилегающая к автомойке, приспособлена для передвижения ТС, имеет проезжую часть, а значит, имеет признак дороги, на которой и произошло столкновение ТС
Эксперт:

Евгений, Мой ответ — НЕТ. На прилегающей территории ДОРОЖНО-транспортного происшествия произойти не может!

п. 1.2 ПДД

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Эксперт:

Евгений!

Согласно ПДД:

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникающее в процессе ДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГЕ транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Прилегающая территория» — территория, непосредственно ПРИЛЕГАЮЩАЯ К ДОРОГЕ и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Практически всегда прилегающей территорией считаются заезды/выезды на АЗС, автостоянку, во двор, в гаражный массив.

Однозначного ответа  на вопрос: является ли ДТП столкновение автомобилей  на прилегающей территории, просто не существует. Даже суды решают по-разному, есть решения о том, что все-таки это ДТП, и есть обратные. 

Однако же, если вы задели припаркованный автомобиль на территории АЗС или на любой другой прилегающей территории, вы должны действовать так же, как при любом другом ДТП. Любое иное поведение может быть нарушением, квалифицирующимся по Статье 12.27 Кодекса.

Эксперт:

Безгодову А.

Вы ведь юрист, правда? Вы ведь в курсе, что юрист оперирует юридическими нормами, а не «понятиями»?

Так вот, из юридических норм следует, что ДТП возможно только на дороге. А на прилегающей территории будет что угодно, хоть маленькое недоразумение, хоть большое, но не ДТП.

Что само по себе не отменяет ни гражданской ответственности виновного водителя, ни возможности квалифицировать его действия в соответствии с уголовным или административным законодательством. Поэтому патетически вскрикивать и заламывать руки не нужно. Безнаказанным такое событие не останется.

Именно потому, что нужно оперировать юридическими формулировками, в Законе об ОСАГО, например, указано, что страховой случай — это событие, наступившее вследствие использования транспортного средства. А использование — это эксплуатация как на дорогах, так и вне их.

А знаете почему такие формулировки появились в законе? Потому что юридически была дыра — отказывались страховщики платить за повреждения на прилегающих территориях. Знаете почему? Потому что юридически это ни хрена не ДТП.

Но вместо того, чтобы латать дыру в ПДД и в КРФобАП в части ответственности за оставление места ДТП, в нашем государстве все делается через одно место.

И вопрос топикстаретра был вызван скорее всего тем, что где-то в районе АЗС он стукнул чужую машину и слинял, а когда встал вопрос об ответственности — пытается от нее уйти через юридические формулировки.

И мысль его в целом правильная — нет ответственности за оставление места столкновения вне дороги. Де-юре нет.

А де-факто есть, ибо Пленум ВС не так давно распинался на тему, что любое столкновение (наезд) хоть в поле — это ДТП, подлежащее оформлению со всеми вытекающими.

Глупость, конечно, с точки зрения юриспруденции.

Но такое государство. Вместо того, чтобы закон править, выписывают сомнительные указания на тему как его трактовать.

Ехала по своей полосе, впереди затормозили авто, я убедившись, что слева авто на достаточном расстоянии (и более того моргает левым поворотником) включила левый поворотник и перестроилась в соседний ряд (дорога многополосная, я перестроилась из 3-его во второй ряд). буквально через пару секунд услышала сзади визг тормозов), ничего не поняв проехала дальше, потом развернулась и проехала на то место, стояли 2-а авто в крайнем левом (напомню я перестроилась и поехала далее по среднему) - авто в ряд которого я перестроилась и а чуть поодаль от него иномарка (в том же крайнем левом), у иномарки прочерчен бок. Все живы, стоят около авто. Вопрос - могут ли меня как то привлечь к ответственности в данной ситуации, это бесконтактное ДТП? Моя машина не имеет никаких повреждений, в момент перестроения в соседний ряд у нас с тем авто была одинаковая скорость, видимо в момент моего перестроения он поддал газу или отвлекся на перестроение в левый ряд. Т.е. он не "несся" по своей полосе, а я встроилась. В момент когда я перед перестроением смотрела в зеркало скорость у нас была одинаковая. Ехала по своей полосе, впереди затормозили авто, я убедившись, что слева авто на достаточном расстоянии (и более того моргает левым поворотником) включила левый поворотник и перестроилась в соседний ряд (дорога многополосная, я перестроилась из 3-его во второй ряд). буквально через пару секунд услышала сзади визг тормозов), ничего не поняв проехала дальше, потом развернулась и проехала на то место, стояли 2-а авто в крайнем левом (напомню я перестроилась и поехала далее по среднему) - авто в ряд которого я перестроилась и а чуть поодаль от него иномарка (в том же крайнем левом), у иномарки прочерчен бок. Все живы, стоят около авто.

Эксперт:

Повода для беспокойства нет. Если на вашем авто нет повреждений вы не являетесь участником дтп.

Дорожно-транспортное происшествие– событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

к вам претензий быть не может.

Эксперт:
. Вопрос — могут ли меня как то привлечь к ответственности в данной ситуации?
Евгения

В данной ситуации вы ничего не нарушали, вы просто осуществляли маневр на другую полосу. Если у лиц нет видео регистратора, Ваша вина по нарушению ПДД не доказуема! Если ГАИ буду выписывать на Вас протокол не соглашайтесь с ним и обжалуйте его в суде!

Эксперт:

Евгения.

Вы не являетесь участником ДТП, поэтому к Вам претензий быть не может. Нарушений правил маневрирования Вы не допускали, с управлением справились. Возможно Вас попытаются привлечь (что маловероятно, но бывает всякое), не соглашайтесь ни с чем, что будет вменяться Вам в вину. Вины нет.

Эксперт:

Евгения, добрый день! Участником ДТП Вы не являетесь. Исходя из того, что Вы сказали, Ваши действия могут быть истолкованы, как нарушение правил дорожного движения

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Больше какого-либо негатива для Вас в данной ситуации быть не может.

Если на автомобиле не зафиксировано ни каких повреждений, от участия в ДТП отказывайтесь, никакие документы не подписываете. Если на место прибыли сотрудники ГИБДД и просят дать объяснения, поясните, что нарушений ПДД не допускали в столкновении не участвовали.
Эксперт:
Если ГАИ буду выписывать на Вас протокол не соглашайтесь с ним и обжалуйте его в суде!
Бочаров Александр

Обжалуют не протокол, а постановление об адм. правонарушении. А в протоколе можно оставить свои замечания, возражения.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://pddmaster.ru/dtp/priznaki-dtp.html
  • https://insur-portal.ru/dtp/chto-takoe-dtp
  • http://avtozakony.ru/dtp/obshhaya-informaciya/chto-takoe-dtp.html
  • http://pravo-auto.com/chto-takoe-dtp-opredelenie-v-pdd/
  • https://1avtoyurist.ru/dtp/obshhaya-informaciya/dtp-chto-eto-takoe.html
  • https://tonkostipdd.ru/pdd/1-2-dtp-ili-net
  • http://logos-pravo.ru/articles/dorozhno-transportnoe-proisshestvie-dtp-ponyatie-i-vidy
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий