Все земли в России поделены на категории. В зависимости от принадлежности отличаются варианты использования земельных территорий. Каков в 2019 году порядок изменения категории участка земли?. Ходатайства о переводе земель из категории в категорию в 2019 году по-прежнему рассматриваются в порядке очереди, а в качестве управляющего лица выступает Правительство Российской Федерации, представители администрации отдельно взятых районов, в котором и было составлено обращение.

Содержание

Внесение изменений в госкадастр недвижимости и в ЕГРП при переводе земли в другую категорию

Уполномоченный орган госвласти, принявший акт о переводе земли, направляет его копию (в срок до 5 дней с даты его принятия) в Росреестр. Последний в течение 7 дней вносит изменения в госкадастр и в ЕГРП и уведомляет всех заинтересованных лиц об этом. Перевод земли считается вошедшим в силу с даты учета ее в госкадастре (в связи с изменением ее категории).

Документы, подтверждающие права на земельные участки, при изменении категории земли не переоформляются.

Документы для изменения вида разрешенного использования земельного участка

Чтобы запустить процедуру изменения вида использования земельного участка, потребуется предоставить в соответствующие органы следующий комплект заранее собранных документов:

  • Паспорт собственника и его копия;
  • Ходатайство;
  • Декларация;
  • Оригиналы бумаг, которые доказывают, что гражданин обладает правом собственности на землю и все строения, возведенные на территории владения;
  • Паспорт кадастра на участок и иные бумаги технического характера: план, результаты землеустроительных работ и проведенной экспертизы;
  • Если собственник является индивидуальным предпринимателем – выписка из ЕГРИП;
  • В случае если право собственности имеет юр.лицо – выписка из ЕГРЮЛ;
  • При обращении доверенного лица – бумага, удостоверяющая право конкретного гражданина на совершение подобных действий, составленная владельцем;
  • Копии бумаг на имеющиеся строения.

Все собранные бумаги прикрепляются к обращению.

Какой набор документации для смены категории надела требуется?

Для перевода категории владельцу надела потребуется предоставить в госорганы:

  1. Отчет из ЕРП на недвижимость.
  2. Паспорт РФ.
  3. Кадастровый паспорт либо данные из него.
  4. Письменное заключение эксперта о возможности осуществления этого процесса.
  5. Проведение экспертизы с последующим получением заключения от эколога-экперта.

Если собственник надела является физлицом, то для подтверждения его личности достаточно предоставить оригинал и копию паспорта. Если же владелец участка – юрлицо либо индивидуальный предприниматель, то в этом случае организации необходимо дополнительно предоставить выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно. Если заявление передается на регистрацию от третьего лица, то следует добавить согласие в письменном виде от владельца на проведение процедуры, либо оформить нотариальную доверенность.

К набору документов необходимо добавить ходатайство. В него нужно внести информацию о:

  • праве на надел;
  • аргументированном обосновании перевода категории надела;
  • текущей категории и сведения о той, в которую требуется перевести землю;
  • номер кадастра на участок.

Отказ в ходатайстве

В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

  • с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
  • к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

Если причиной отказу послужили именно эти причины, в 30-дневный срок заявителю будет возвращено ходатайство с подробным указанием того, какие недостатки следует исправить, чтобы оно было принято в делопроизводство.

Смена земельной категории без согласия правообладателя

Органы исполнительной власти, а также местные муниципалитеты вправе подать ходатайство о переходе земли в новую целевую категорию, не согласовывая его с лицами и организациями, владеющими правами на участок. Законодательно предусмотрены два условия, когда исполнительным органам власти предоставляется подобная возможность:

  1. Если после перевода со старой категории земля будет включена в природоохранные территории, сохраняясь при этом в собственности текущего владельца;
  2. Если было принято постановление о смене старой или установлении новой черты города.

Принятое с подобными обоснованиями ходатайство может быть обжаловано правообладателем земли в суде.

Переводить земли в другую категорию нельзя вообще

Перевод не допускается в случае:

  • установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
  • наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  • установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Сроки рассмотрения ходатайств

Фото 2

Положительные и отрицательные решения по ходатайствам должны быть рассмотрены и приняты в установленные сроки:

  • решение о смене назначения земельного участка должно быть принято Правительством РФ за 3 месяца, если иной срок специально не оговаривается правовыми актами РФ;
  • если ходатайство направлено в исполнительный орган местной власти или муниципалитет, на рассмотрение отводится 2 месяца;
  • принятое решение, в том числе акт об отказе, должно быть отправлено заявителю в течение двух недель после рассмотрения;
  • выданная резолюция в виде акта о переводе земли является бессрочной.

Стоимость (цена) перевода земель

Перед переводом земельного участка из одной категории в другую, следует принять решение о целях его дальнейшего использования, что и определит наиболее подходящую категорию. Кроме этого, придется решить и финансовые вопросы, связанные с переводом.

Стоимость перевода в 2019 году земельного участка вне зависимости от его категории варьируется от 9 000 до 12 000 рублей за сотку. Это на 2000 – 3000 больше, чем в предыдущие годы.

При этом окончательная сумма будет известна после того, как специалисты оценят уровень сложности предстоящих работ. Помимо внесения денежных средств за смену категории, для успешного завершения процесса перевода земельного участка желательно нанять юриста для общения с представителями власти.

Читайте также: Землеустроительная экспертиза

Документы для перевода земель из одной категории в другую

Перевод земли в другую категорию в 2019 году осуществляется компетентной службой по факту предъявления ходатайства и приложения к нему нужных бумаг. Точная форма документов утверждается ведомством, в которое они подаются. При этом в основном законе – ФЗ № 172 от  (в ред. ) указан следующий перечень необходимых сведений, включаемых непосредственно в текст заявки:

  • Кадастровый номер.
  • Фактическая и предполагаемая к оформлению категории территория.
  • Права на территорию в виде ссылки на документ, предоставляющий такую возможность.
  • Обоснование необходимости изменения категории земли.

К ходатайству прикладываются следующие документы, без которых необходимое действие выполнено не будет:

  • Выписка из кадастрового реестра или аналогичный паспорт.
  • Документ, устанавливающий личность заявителя или его представителя (паспорт – для физлица, паспорт и выписка из ЕГРИП – для ИП, выписка из ЕГРЮЛ – для юрлица, паспорт и доверенность – для представителя).
  • Выписка из ЕГРП на рассматриваемый надел.
  • В случае необходимости – постановление госэкспертизы по вопросам экологии.
  • Согласие от государства или иного правообладателя землей. Этот документ не нужен, если заключен договор сервитута.

Документы, устанавливающие личность заявителя и заинтересованной стороны, а также согласие правообладателя, непосредственно прикладываются при оформлении. Остальные бумаги запрашиваются компетентным органом по межведомственной линии самостоятельно.

С начала 2019 года в связи с внедрением единого госреестра недвижимости вместо нескольких выписок из разных баз данных запрашивается одна из объединенной базы.

Что нужно знать для смены вида разрешенного использования

Фото 3

Чтобы узнать предусмотренный законом порядок изменения ВРИ, достаточно обратиться к земельному законодательству: В Земельном кодексе, в статье 8, четко прописаны все требования. Согласно ей, все вопросы, возникающие в связи с желанием собственника изменить вид землепользования, подлежат рассмотрению в местных органах власти – администрациях, наделенных соответствующими полномочиями.

При наличии в территориальном органе власти земельного комитета, подавайте запрос именно туда. Если подобный отдел отсутствует, необходимо выяснить, где он имеется: он должен находиться в администрации города, района или области. Данная информация обычно имеется на официальном интернет портале подобных органов, поэтому все сведения можно получить, не вставая из-за компьютера.

Обязательно уточните в земельном комитете, какие документы предоставляются при смене категории разрешенного использования земель. Список отличается в каждом районе, так как формируют его местные органы самоуправления.

При изменении ВРИ совсем не обязательно производить смену категории земель. Данное изменение будет иметь под собой основание только в том случае, если запланированная деятельность выходит за рамки разрешенной уже установленной категории. К примеру, построить многоэтажное здание на участке, который предназначен для сельскохозяйственной деятельности, не выйдет.

Подобное строительство возможно только на землях, находящихся в пределах населенных пунктов и принадлежащих к жилой зоне городов и поселений.

Можно ли застраивать сельхозугодья, не включая их в пределы населенных пунктов?

Как известно, каждое муниципальное образование в России должно принять собственные Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), которые обязаны включать в себя градостроительные регламенты. В них указываются перечни ВРИ для земельных участков и объектов капстроительства внутри каждой территориальной зоны. Действие таких регламентов на сельхозугодья в составе земель сельхозназначения не распространяется, территориальное зонирование их не осуществляется и ВРИ участков из состава сельхозугодий не устанавливаются, а значит, они не могут и изменяться.

Это исключает застройку сельхозучастков за границами населенных пунктов. Пока не принято отдельное законодательство о территориальном зонировании за пределами городов, сел, пгт и проч., сельхозугодья охраняются от выведения из сельхозоборота путем застройки.

Следовательно, установить ВРИ сельхозучастков за пределами населенного пункта, предусматривающих их застройку, можно, только выполнив перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию.

Как осуществляется перевод категории?

Если владельцу надела требуется сменить его категорию с целью расширения возможностей использования без нарушения закона, то ему следует:

  • подать ходатайство;
  • осуществить сбор всей важной документации;
  • написать заявление;
  • направить бумаги ответственным лицам госоргана.

Решение о переводе категории надела принимается в течение 60 дней, если вопрос рассматривается на уровне административного органа субъекта РФ, и в течение 90 дней, если владелец участка ходатайствовал в Правительство России.

Виды разрешенного использования земель сельхозназначения

От того, к какому виду землепользования принадлежит участок земли, зависит деятельность, которую можно производить на данной территории. Все виды учтены в специальном классификаторе.

На самом деле их довольно много, но среди всех основными являются:

  • Пчеловодство, добыча меда и других продуктов жизнедеятельности пчел;
  • Разведение домашних животных и покос травы на сено;
  • Выращивание овощных и бахчевых культур;
  • Пашенное земледелие;
  • Огородничество;
  • Создание рыболовецкого хозяйства;
  • Охотничья деятельность;
  • Ведение подсобного хозяйства, отнесенного к категории личного;
  • Выпас скота;
  • Ведение исследовательской и научной деятельности;
  • Строительство домов дачного типа (в них можно официально зарегистрироваться и проживать постоянно, при условии, что жилое помещение соответствует всем нормам);
  • Садоводческая деятельность;
  • Иные виды.

Это лишь краткий перечень самых распространенных видов, в соответствии с которыми производится использование сельскохозяйственных земель. Для территорий, которые имеют статус особо охраняемых, предусмотрен свой вид использования земель.

В случае если производимая в пределах землевладения деятельность не соответствует категории, в которой находится данный участок, государство вынуждено будет применить к нарушителю меры воздействия – чаще всего накладывается штраф. Если собственник решил эксплуатировать землю для иных целей, не предусмотренных установленным видом пользования, ему необходимо изменить последний.

Возникает вопрос: можно ли вести строительные работы на сельхоз участках? Ответ прост: безусловно, если это позволяет установленный ВРИ. Если такое положение отсутствует, его необходимо установить в ходе предусмотренной законодательством процедуры.

Для чего необходимо производить смену категории наделов?

Фото 4

Любой надел подлежит обязательному определению категории, и собственник обязан эксплуатировать его только согласно его назначению.

Сегодня выделяют несколько категорий наделов, среди которых имеются земли:

  1. которые относятся к запасу;
  2. сельхозназначения;
  3. населенных пунктов;
  4. спецназначения;
  5. лесного и водного фондов;
  6. находящиеся под особым режимом охраны.

Именно подобное разграничение зон требуется для максимальной защиты наделов от противозаконной эксплуатации.

Важно понимать, что на территории одних наделов можно возводить здания-высотки, а на территории других дозволены только занятие сельхоздеятельностью, где самой главной постройкой может стать сарай или амбар.

А что же тогда делать владельцу в случае необходимости осуществления на своем наделе тех или иныхработ, которые отсутствуют в списке дозволенных видов эксплуатации непосредственно для его участка земли? Для этого предусмотрена возможность изменения категории надела на нужную.

Для чего это нужно?

Каждый земельный участок принадлежит к определенной земельной категории, всего есть семь категорий:

  1. сельхозземли,
  2. земли для поселений,
  3. лесные,
  4. особо охраняемых территорий,
  5. водного фонда
  6. запаса,
  7. промышленности.

Использовать земельный участок не по прямому назначению – нельзя. Для постройки на сельхозучастке многоэтажного дома или торговой точки требуется разрешение с обоснованием.

Отдельно нужно заметить, что не нужно путать ВРИ и категорию. Это совершенно разные вещи. Категория характеризует саму землю, в то время как ВРИ регламентирует какие постройки могут быть располагаться на сельхозучастке.

Прежде, чем предпринимать какие-то действия, нужно точно выяснить категорию земли и узнать ее вид разрешенного использования.

Также стоит изучить, какие ВРИ для участков сельскохозяйственных земель существуют.

Возможно, смена категории земли не потребуется, достаточно будет изменить только вид разрешенного использования.

Изменение категории земель сельскохозяйственного назначения понадобится в следующих случаях:

  • строительство зданий, коммерческой или промышленной недвижимости;
  • при предполагаемой прибыли от перепродажи (земля поселений стоит выше земель сельхозназначения);
  • организация на участке производственного предприятия или магазина;
  • постройка многоквартирного дома, предназначенного для ведения подсобных работ;
  • организация заповедника на территории сельхозземли;
  • строительство жилых домов.

Если не изменить категорию, но использовать землю не по назначению, то можно получить административное взыскание в виде штрафа от трех до двадцати тысяч рублей.

Особенности перевода

Фото 5

Нередки случаи, когда представители власти не позволяют оформить документы, аргументируя это тем, что заявление подано ненадлежащим лицом. Исходя из этого, важно понимать, кто имеет право, являясь законным претендентом на перевод, делать соответствующий запрос.

Итак, правообладателями участков земли в 2019 году считаются не только собственники, но и те, у кого земля находится в пользовании, включая арендаторов и иных владельцев. Следовательно, лицами, имеющими право запросить перевод, могут быть юридические лица, включая организации и предприятия, а также обыкновенные граждане и, конечно же, ИП. Индивидуальное, чаще исключительное решение по запросам принимается по заявлениям жителей Дальнего Востока, Северной части РФ и Сибири.

Ходатайства по-прежнему рассматриваются в порядке очереди, а в качестве управляющего лица выступает Правительство Российской Федерации, представители администрации отдельно взятых районов, в котором и было составлено обращение. В целом, в текущем году никаких изменений в этом аспекте нет.

Обратите внимание! Перевод любой территории, относящейся к категории населенных пунктов, а также внесение из других категорий земель в данную категорию, вне зависимости от того, кто и на каких основаниях владеет участком, допускается только после изменения границ рассматриваемого населенного пункта. Контроль осуществляется Земельным кодексом РФ и действующим законодательством Российской Федерации.

Как составить приказ об отмене приказа об увольнении работника организации? Читать подробнее

Декларация о смене разрешенного использования земельного участка

Скачать образец декларации об изменении вида разрешенного использования земельного участка можно здесь

Данный документ является обязательным приложением к заявлению о смене вида землепользования. Никаких строгих требований к ее составлению не выдвигается, однако помните, что данная бумага – одна из базовых. По факту, именно на ее основании принимается положительное решение об изменении ВРИ: декларация подтверждает, что гражданин имеет право запускать данную процедуру. Можно заполнять бумагу по образцу, который легко найти на интернет-ресурсах юридической направленности, а можно составить самостоятельно.

Обязательно внести в документ следующие сведения:

  • Наименование органа власти, куда подается бумага;
  • Название самого документа;
  • Собственные данные: ФИО и адрес;
  • Краткая информация о владении, в которую обязательно включается категория земель и способ правообладания;
  • Собственно, просьба об изменении вида использования с обязательным пояснением причин данного решения;
  • Указание на то, что совладельцы и собственники прилегающих участков не возражают против планируемых изменений, а также на наличие бумаг, которые предоставляют право изменить ВРИ;
  • Подпишите документ и проставьте дату.

На первый взгляд может показаться, что данный документ полностью идентичен заявлению. Однако это совершенно не так: ходатайство выражает просьбу, а декларация – уже по факту завершенное действие. Это означает, что декларация наделяется юридической силой после постановки подписи на заявлении и продолжает проведение процедуры.

Она служит основанием для выдачи акта, в котором будет прописано разрешение на требуемые изменения и внесение их в реестр кадастра.

Изменение вида разрешенного использования земельных участков сельхозназначения

Фото 6

Собственник должен заранее озаботиться подготовкой к запланированной процедуре, в первую очередь, собрать комплект необходимых для ее проведения бумаг. Также необходимо узнать в администрации населенного пункта, существует ли постановление, согласно которому становится возможной смена ВРИ. Перечень бумаг, которые необходимо предоставить для осуществления данной процедуры, четко не определен: местные органы власти сами устанавливают, какие документы будут в него входить.

Лучше всего, если собственник лично передаст все необходимые бумаги и напишет ходатайство о смене вида пользования. Однако, при желании, он может поручить это доверенному лицу. В этом случае, последнее должно обладать соответствующими полномочиями, которые прописаны в доверенности, заверенной нотариально. В качестве заявителей также могут выступать арендаторы. Возможна отправка документов посредством Почты РФ.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков 2017-2018.

О переводе земель сельхозназначения в земли населенных пунктов читайте тут.

Как поменять вид разрешенного использования земельного участка, читайте по ссылке: 

После получения ходатайства и документов администрация начнет рассмотрение вопроса по смене ВРИ.  Данный орган местного самоуправление обязан принять решение либо об удовлетворении требований заявителя, либо отказать собственнику в проведении процедуры.

Для получения результатов посетите администрацию. Не забудьте взять с собой документ, удостоверяющий личность. Доверенные лица также обязаны предоставить бумагу, уполномочивающую их на проведение подобных действий. Решение выдается в письменном виде. Если было решено отказать гражданину в запросе, то в бумаге обязательно указываются причины принятия подобного решения.

Если владелец участка не согласен, он может использовать полученный документ для восстановления своих прав через суд. Можно подать иск и в вышестоящие инстанции.

На основании полученного положительного решения, собственник должен подать запрос на внесение соответствующих изменений в ЕГРН. Сведения о последних в кадастровый орган направляет администрация, вынесшая решение.

В ЕГРН изменения вносятся на заключительном этапе.

Между моментом, когда орган местного самоуправления отправляет в Росреестр информацию об изменениях статуса земельного участка и самим внесением произошедших изменений должно пройти не более 15 дней. Данное правило вытекает из регламента, регулирующего информационное взаимодействие между различными ведомствами. А собственник должен быть поставлен в известность в течение 5 дней.

Если владелец участка в течение данного промежутка не был извещен официально, он имеет право самостоятельно обратиться в Росреестр и подать ходатайство об изменении содержащихся в нем данных. Основанием для этого выступает ФЗ №218, статья 33.

Далее Росреестр должен направить запрос в администрацию для подтверждения сведений, указанных в заявлении собственника. Данное действие должно быть осуществлено в течение 3 дней с момента поступления ходатайства. А владелец о внесенных изменениях должен узнать в течение 5 дней при помощи официального письменного уведомления, составленного на его имя.

Основные моменты

Для удобства учета и с целью максимально экономного использования земельных территорий все земли в России делятся на категории в зависимости от своего предназначения.

Все нюансы, касающиеся обращения с той или иной категорией земли, четко прописаны в земельном законодательстве.

Одно из основных условий это использование каждой отдельной категории строго по своему назначению. Если требуется использование участка с иной целью, то требуется изменить целевое назначение земли.

Действия, касающиеся смены категории, регулируются Земельным кодексом РФ и некоторыми иными нормативами.

В целом закон ратифицирует право граждан на изменение категории принадлежащего или используемого земельного участка.

При этом действующие нормы регламентируют порядок обращения, сроки и условия процедуры, запреты для отдельных категорий.

Что это такое

Категория земли это совокупность земельных участков, схожих по своему целевому предназначению, которые выделены в виде особой группы земель исходя из природного и социально-экономического значения.

Каждая категория объединяет земли по юридически значимому признаку, то есть по функциональному назначению. Этот признак отображается в специальной документации и периодически может меняться.

Принцип деления земель на категории дополняется дифференцированной методикой в части присвоения правового режима землям.

Под правовым режимом понимается особый порядок, регулирующий поведение участников земельных отношений.

Это режим, выраженный в сочетании юридических средств, направленных на рациональное использование и охрану земель, а также на создание условий для возникновения, использования и защиты прав на участки земли как на объекты недвижимости.

В некоторых случаях для использования земли достаточно поменять вид разрешенного использования.

Но если среди возможных видов отсутствует нужный вариант, приходится изменять категорию земельного участка.

Допустимые основания

Для смены категории земли потребуется наличие весомых оснований. Причинами изменения может выступать необходимость:

  • возведения здания;
  • строительства дороги;
  • корректировки площади;
  • возведения промышленного объекта и т.д.

Все возможные причины можно свести к невозможности использования земли по предполагаемому назначению без изменения категории земельного участка.

Вместе с тем изменить можно не всякую категорию. Для отдельных земель предусматривается строго ограниченный перечень оснований для смены категории.

Правовая база

Деление земель на категории по целевому назначению в пределах РФ определяется Земельным кодексом РФ. В п.1 ст.7 ЗК РФ установлены виды категорий.

Перевод земель из одной категории в другую регламентируется ЗК РФ и ФЗ № 172 от «О переводе земель …». Ходатайствовать о переводе земли вправе законно заинтересованное лицо.

Согласно п.3 ст.5 ЗК РФ правообладателями земельных участков признаются не только собственники, но и землевладельцы, землепользователи, арендаторы.

Уполномочены рассматривать ходатайства:

Особенности изменении категорий земель рассмотрены в гл.14—18 ЗК РФ и в гл.2 Закона о переводе земель.

 Стоимость перевода

Фото 7

Перед переводом земельного участка из одной категории в другую, следует принять решение о целях его дальнейшего использования, что и определит наиболее подходящую категорию. Кроме этого, придется решить и финансовые вопросы, связанные с переводом.

Стоимость перевода в 2019 году земельного участка вне зависимости от его категории составляет до 12 000 рублей за сотку. 

При этом окончательная сумма будет известна после того, как специалисты оценят уровень сложности предстоящих работ. Помимо внесения денежных средств за смену категории, для успешного завершения процесса перевода земельного участка необходимо самостоятельно нанять юриста для общения с представителями власти.

Законодательная база

Фото 8
Понятие сельскохозяйственных земельных территорий разъясняется в статьях 77-79 Земельного Кодекса России, а также в Федеральном законе от № 101-ФЗ.

Переведение земельных объектов из одной категории в прочие регулируется статьей 8 Земельного Кодекса и Федеральным законом от № 172-ФЗ. На уровне субъектов государства приняты административные регламенты по предоставлению государственной услуги перевода.

Вопросы и ответы

Можно ли организовывать зимний активный отдых в коммерческих целях на землях категории с/х назначения, а летом заниматься с/х непосредственно? Является ли ст. 78 п.4 ЗК РФ препятствием для изменения категории земли с с/х на рекреационного назначения?

Эксперт:

Доброго времени суток! 

Михаил,  в законодательстве прописано, что земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственных целей, могут использоваться для огородничества, садоводства и ведения подсобного хозяйства. А перевод таких земель в другую категорию может быть осуществлен только в исключительных случаях.      

Прекращение обработки земель в связи с необходимостью устранить загрязнение или восстановить плодородие почв       

Перевод землевладений, предназначенных для сельскохозяйственных работ, в категорию охраняемых объектов природы либо присвоение им статуса рекреационных государственных земель;       

Заселение земли вблизи городов и других населенных пунктов;      

Использование земель для нужд промышленности, если невозможно заниматься данной деятельностью на территории других участков;      

Передача земель в водный или лесной фонд с целью предотвращения их деградации;       

Возведение сооружений в соответствии с международными договоренностями или принятыми правительством федеральными проектами       

Использование территорий, относящихся к категории с/х назначения для обеспечения безопасности и обороны государства, если к этому принуждает существующая геополитическая обстановка       

Рекультивация и передача земель под общественные нужды, либо проведение разведки месторождений полезных ископаемых;

Эксперт:

Уважаемый Михаил! В дополнение к мнению уважаемой и профессиональной коллеги:

что значит «зимний активный отдых»? Далее, у Вас с/х угодья или как?

Проблема здесь в том, что, естественно, зимой земля «отдыхает», и суть первого вопроса на грани. При этом еще надо принимать риски, какую точку зрения примут органы государственной власти.

Очень спорная и неоднозначная ситуация, так как согласно ч.1 ст.78 ЗК РФ

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 111-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 02.07.2013 N 148-ФЗ)
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)
хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
казачьими обществами;
опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Не говоря еще и о Федеральном законе №101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения».

Надо понимать, что органы государственной власти (тот же Государственный земельный контроль при Управлении Росреестра субъекта, Россельхознадзор) могут принять во внимание буквальное толкование норм действующего законодательства (без учета зима/лето) и уже принять негативные для Вас решения, вплоть до постановки вопроса об изъятии ЗУ  в порядке ст.6 Закона №101-ФЗ (см.  http://www.consultant.ru/cons/...).

Риск, но опять же смотря что.

Эксперт:

Михаил. 

Является ли ст. 78 п.4 ЗК РФ препятствием для изменения категории земли с с/х на рекреационного назначения? Михаил

Нет конечно, это   не означает что  нельзя перевести Земельный участок в другую категорию.Перевод земельных участков регулируется Градостроительными нормами .

Но дело в том что после перевода земли в другую категорию Вы не сможете летом его использовать как с/х назначения  опять же без изменение зоны  

Но так и так не допускается без перевода Земли использовать его в других целях и не законно в соответствии со, Ст. 8.8 КоАП РФ

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Я ТАК ПОНЯЛ что изначально у Вас земельный участок (ЗУ)не земли населенных пунктов(ЗНП), поэтому  Вам нужно перевести  его в Земли рекреационного назначения

Статья 98 ЗК РФ

Земли рекреационного назначения

 

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

или же второй вариант  согласно

 Статьи 7. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
.................................

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Поэтому можно перевести сначала ЗУ в категорию ЗНП а потом уже выбирать ВРИ  какой Вам нужен, которую тоже нужно согласовывать с администрацией 

 Согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»

Отдых (рекреация)

Обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности;
создание и уход за парками, городскими лесами, садами и скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также обустройство мест отдыха в них.
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 5.1 - 5.5

5.0
:

Спорт

Размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, устройство площадок для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, теннисные корты, поля для спортивной игры, автодромы, мотодромы, трамплины, трассы и спортивные стрельбища), в том числе водным (причалы и сооружения, необходимые для водных видов спорта и хранения соответствующего инвентаря);
размещение спортивных баз и лагерей

5.1

Природно-познавательный туризм

Размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде;
осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий

5.2

Туристическое обслуживание

Размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них;
размещение детских лагерей

5.2.1

Охота и рыбалка

Обустройство мест охоты и рыбалки, в том числе размещение дома охотника или рыболова, сооружений, необходимых для восстановления и поддержания поголовья зверей или количества рыбы

5.3

...

Для перевода земли с/х на земли населенных пунктов Вам нужно будет обратиться(в зависимости принадлежности земли) В главы администрации местного самоуправления или в департамент земельных ресурсов с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую с перечьнем документов:

выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;

копию документа удостоверяющего личность 

Удачи Вам

Эксперт:

Михаил.

Является ли ст. 78 п.4 ЗК РФ препятствием для изменения категории земли с с/х на рекреационного назначения?

Есть решение ВС РФ по этому вопросу:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2018 г. N 303-КГ18-2212
 
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив кассационную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (г. Владивосток) на решение Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2017 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.12.2017 по делу N А51-3556/2017,
 
установил:
 
Общество с ограниченной ответственностью «СпецТехГрупп» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее — Департамент), содержащегося в сообщении от 09.12.2016 N 20/06/02-24/42738, об отказе в о переводе земельного участка с кадастровым номером 25:01:020501:1001 из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической безопасности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», об обязании Департамента принять соответствующий акт об изменении категории земельного участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены администрация Анучинского муниципального района и администрация Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района. Арбитражный суд Приморского края решением от 14.06.2017 отказал в удовлетворении требований Общества.
Пятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.09.2017 оставил решение суда первой инстанции без изменения, приведя в обоснование вывода о законности оспариваемого решения Департамента иные доводы.

Арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 26.12.2017 оставил судебные акты первой и апелляционной инстанции без изменения, согласившись с мотивировочной частью решения суда первой инстанции.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит изменить решение от 14.06.2017 и постановление окружного суда от 26.12.2017, исключив из мотивировочной части судебных актов вывод о том, что норма пункта 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) введена законодателем для конкретизации целевого использования земель сельскохозяйственного назначения возле границ сельских населенных пунктом, а также, что данная норма не нивелирует возможность перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на соответствующем расстоянии от границ сельских населенных пунктов, в иную категорию.
Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит либо определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации судья выносит в том случае, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Департамента на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 1, 7, 42, 77, 78 ЗК РФ, статьями 2, 4 и 7 Федерального закона от 21.12.2014 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пунктами 5 и 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества, исходя из следующего: расположение земельного участка в зонах сельскохозяйственного использования согласно документам территориального планирования не препятствует его переводу в иную категорию при фактическом наличии на данном участке месторождения полезного ископаемого (торфа), однако для такого перевода требуется положительное заключение государственной экологической экспертизы; между тем Общество не представило необходимое для принятия решения о переводе земельного участка в иную категорию положительное заключение государственной экологической экспертизы.
При этом суд отклонил доводы Департамента, основанные на положениях пункта 4 статьи 78 ЗК РФ, посчитав, что данной нормой регламентирован лишь порядок использования земель определенной категории и не ограничена возможность перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию.
Окружной суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы Департамента, касающиеся только вывода судов первой и кассационной инстанций, приведенного в мотивировочной части судебных актов относительно применения пункта 4 статьи 78 ЗК РФ, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права и в силу статьи 291.6 АПК РФ не являются основанием для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
 
определил:
 
отказать Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
 
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
И.Л.ГРАЧЕВА.

Считаю, что зимой Вы вполне можете использовать участок для зимнего отдыха. Но для своего спокойствия можете к основному ВРИ добавить ВРИ связанное с рекреацией. Сейчас у ЗУ может быть несколько ВРИ. Так как на сельскохозяйственные угодья градостроительные регламенты не распространяются, то следует подать заявление по аналогии с ч. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ  «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. Указанные общественные обсуждения или публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3, 4, 7 — 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению

Тогда формально нарушений не будет. Но считаю все таки, что Вы вполне и так можете использовать участок в зимнее время для зимнего отдыха.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://businessman.ru/new-perevod-zemel-selxoznaznacheniya-v-druguyu-kategoriyu.html
  • http://uropora.ru/zemlya/izmenenie-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemel-selxoznaznacheniya.html
  • https://law03.ru/land/article/kak-perevesti-zemlyu-v-druguyu-kategoriyu
  • https://dedadi.ru/zhilishhnoe-pravo/perevod-zemel-iz-odnoy-kategorii.html
  • https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kategorii/kak-perevesti-zemli-selhoznaznacheniya-v-druguyu-kategoriyu
  • http://terrafaq.ru/zemlya/zemleustroystvo/poryadok-perevoda-zemli-v-druguyu-kategoriyu-izmeneniya.html
  • http://jurist-protect.ru/izmenenie-kategorii-zemelnogo-uchastka/
  • https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/selhoz/protsess-perevoda.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий