Чем отличаются дети-сироты от оставшихся без попечительства родителей? Льготы и права таких детей. Виды социальной помощи. Дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей, должны быть особо защищены государством. О том, какие права они имеют и на какие льготы могут рассчитывать далее в статье.

Защита беззащитных

Дети, оставшиеся без попечения родителей, беззащитны перед социумом. Для государства защита этой категории представляет высокую ценность. Государство несет обязательства по материальному обеспечению, контролирует процесс воспитания таких деток, обеспечивает защиту их прав до момента совершеннолетия. Материальная помощь от государства устанавливается на уровне прожиточного минимума — для полноценного поддержания жизнедеятельности ребенка.

Закон устанавливает следующие права осиротевшего или оставшегося без попечения родителей ребенка:

  • бесплатная медицинская помощь и образование;
  • получение благоустроенной жилой площади;
  • гарантия защиты от безработицы.

Будущее малышей без родительской опеки определяют органы попечительства. Благодаря государственным гарантиям, каждый малыш получает право расти и получать должное воспитание в семье, которая сможет дать ему все, чтобы он чувствовал себя любимым и нужным, не переживал за будущее. Для морального развития детей это очень весомый фактор.

Право расти в семье: формы устройства детей

Любой ребенок, независимо от происхождения, расы и физиологии, имеет право получить воспитание в любящей семье. Выделяют несколько видов распределения детей-сирот и детей, которые лишены родительской опеки:

  • усыновление/удочерение;
  • опекунство/попечительство;
  • детский дом с семейным укладом;
  • если ребенок болен — перевод в специализированное государственное учреждение, созданное для помощи таким деткам;
  • приемная/патронажная семья.

Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу. Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя. Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.

После усыновления (удочерения) несовершеннолетний лишается всех льгот, которые получал от государства, имея правовой статус сироты.

Устройство несовершеннолетнего в приемную семью подразумевает подписание договора между ООП и семьей, которая хочет взять под опеку ребенка-сироту. Приемные мать с отцом получают ежемесячную материальную помощь на содержание нового члена семьи. Новые родители несут прямые обязательства по воспитанию и полному обеспечению ребенка всем необходимым.

За ребенком сохраняется право пользоваться льготами, которые положены ему по закону. Кроме этого, с 18-ти лет, он имеет право владеть собственным благоустроенным жилым помещением, которое должно предоставить государство.

Если супруги согласны воспитывать и растить от 5-ти до 10-ти малышей (включая своих), их семья становится домом семейного типа. Новые мать с отцом обязуются воспитывать приемников до их совершеннолетия. Если ребенок поступает учиться в ПТУ или в ВУЗ 1-4 уровня аккредитации, данная семья должна обеспечивать его материально до достижения им 23 лет. После этого родители перестают получать от государства пособие на приемников и вправе устраивать их судьбу на свое усмотрение.

Достаточно часто осиротевших детей берут на воспитание и содержание опекуны (попечители). Опеку можно установить над ребенком до 14-летия. Если ребенок достиг этого возраста, до его совершеннолетия можно оформить попечительство. В России очень часто опекунами несовершеннолетних выступают их родственники. В большинстве случаев, это бабушки и дедушки. В такой семье, где детей воспитывают родные люди, возникает меньше спорных ситуаций и проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и поведением ребенка.

Право на образование

ФЗ №159 определяет круг прав, которые имеют дети без родителей:

  • на бесплатное образование и полноценное обеспечение (питание, предметы первой необходимости, проживание в общежитии, профессиональная медицинская помощь), увеличенная в 1,5 раза стипендия, льготная выплата в тройном размере от суммы стипендии — на покупку нужных принадлежностей для учебного процесса), 100% оплата практики по месту прохождения;
  • бесплатная помощь для подготовки к поступлению в проф.училище на бюджетное место (для поступления ребенок должен обязательно иметь законченное общее/среднее образования);
  • льготное получение второго образования;
  • академический отпуск, если возникла такая необходимость по состоянию здоровья и есть определенные медицинские показания, которые закреплены нормами законодательства (стипендия должна выплачиваться полностью);
  • льготный проезд в городском транспорте (в том числе пригородный транспорт, машины служб такси исключаются);
  • на разовую компенсацию стоимости билетов в две стороны (от места обучения к месту проживания студента — если дом расположен в другом населенном пункте);
  • на покрытие финансовых затрат на покупку предметов первой необходимости и оборудования;
  • на единоразовую помощь (от 500 рублей) от учебного заведения после окончания обучения (это не касается учащихся, которые продолжают учиться на дневной форме).

Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

Право на медобслуживание

Право на предоставление бесплатных медицинских услуг относят к основным правам осиротевших малышей и детей, которые лишены опеки родителей.

Медобслуживание, которое имеет право получить любой несовершеннолетний, включает:

  • систематические медосмотры;
  • процедуры для оздоровления;
  • диспансеризацию;
  • путевки в оздоровительные лагеря;
  • санатории или курорты (по медпоказаниям).

Кроме вышеперечисленных прав, дети-сироты и дети без попечения родителей, имеют право на покрытие материальных затрат за проезд в мед.учреждения (если возникла такая необходимость).

Защита имущественных прав

В связи с тем, что малышам, которые стали сиротами или лишились опеки родителей, предоставляется недвижимость, они нуждаются в защите жилищных прав. Каждый гражданин (в том числе и малолетний) может владеть определенными материальными ценностями, которые получены путем дарения, накопления заработанных средств. Отсюда вытекает необходимость в защите имущественных прав малолетних сирот и детей, оставшихся без попечения одного или обоих родителей.

К имущественным правам относятся права на получение:

  • алиментных платежей;
  • различных выплат и пособий;
  • стипендий;
  • жилья;
  • пенсий.

Для защиты имущественных интересов и прав детей-сирот или детей, которые остались без родительской опеки, законодательство гарантирует следующие нормы, обязательные к исполнению:

  • органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам и детям без родительского попечения квартиру либо дом, которые имеют все необходимое для проживания;
  • как только сирота станет совершеннолетним, он имеет право вернуться в жилье, в котором проживал до отъезда в учебное заведение, на военную службу, в места отбывания наказания в виде лишения свободы;
  • государственный орган по защите жилищных прав должен следить за сохранностью недвижимого имущества малолетних детей-сирот и составлять реестр таких детей при достижении ими 14-ти лет;
  • если жилье, которое принадлежит малолетнему сироте, передавалось по договору специализированного найма, через пять лет ребенок сможет изменить его на договор социального найма, который позволяет законно приватизировать данное жилье;
  • малолетний сирота, у которого нет зарегистированного за ним жилья, после окончания учебного заведения, завершения военной службы или освобождения из тюрьмы имеет право получить жилье без очереди.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: положения Постановления № 481 о деятельности организаций для детей сиротНи один опекун не имеет право отказаться от денежных выплат в пользу опекаемого и распоряжаться его личными вещами (менять, дарить, отчуждать, сдавать в аренду) без соответствующего разрешения органов защиты прав детей.

Также опекун, попечитель или кто-либо из его родных не имеет права проводить какие-либо сделки с опекаемым. Возможное исключение из правил — передача недвижимости или имущества опекаемому в дар или в бесплатное пользование.

Дайте пожалуйста определение термина "социальное сиротство"

Фото 2

Я

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.
Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения) . В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это кто? Права и защита детей, оставшихся без попечения родителей

Фото 3

Дети, которые в связи с жизненными обстоятельствами остались без родительского внимания и заботы, должны быть обеспечены защитой государственных органов. Их определяют в приемные семьи либо в специализированные учреждения, где за ними будет осуществляться надзор и уход. Кроме того, несовершеннолетние в данном случае не считаются сиротами, а только детьми, которые остались без родительского попечения, потому что законные представители ограничены или лишены прав, не исполняют свои обязанности. Сиротой можно назвать только того ребенка, который потерял и отца, и мать, потому что они умерли.

Определение

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который остался без заботы, внимания и материального обеспечения последних, в связи с тем, что они были лишены или ограничены в правах на него, уклоняются от воспитания, длительно отсутствуют, не забирают его из образовательного учреждения.

Вопросами по устройству таких детей в приемные или патронатные семьи либо в специализированные учреждения занимаются государственные социальные службы. Они должны выявлять таких несовершеннолетних, вести их учет, а также осуществлять контроль за их дальнейшей жизнью, питанием и развитием, если последние были переданы для воспитания другим людям.

Устройство

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определяются в специализированные учреждения для того, чтобы они могли нормально питаться, развиваться и получать образование.

Существует несколько форм для устройства несовершеннолетних:

  • опека или попечительство;
  • усыновление, удочерение;
  • патронатная или приемная семья.

В случае если такие возможности определения детей отсутствуют, то они должны быть переданы в специальные учреждения. Последние могут быть следующих видов:

  • детские дома;
  • интернаты;
  • социально-реабилитационные центры и приюты.

Ст. 155 кодекса о семейных отношениях говорит о том, что перечень таких учреждений может быть также дополнен иными некоммерческими организациями, которые будут осуществлять свои главные функции в виде надзора за такими несовершеннолетними.

В данном случае помощь детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивается государством в лице специальных социальных служб, которые занимаются их устройством в приемные и патронатные семьи, а также в специализированные интернаты и временные приюты.

Сроки

Органы опеки вправе определить несовершеннолетних в указанные учреждения для постоянного или временного проживания.

В том случае, когда ребенок помещен в детский дом на неустановленный период, то все обязанности по уходу, питанию и его содержанию ложатся на данную организацию.

Если же несовершеннолетнего определили в интернат временно, то за законными представителями, опекунами, попечителями сохраняются все права. При этом у данных лиц обязательно должны быть уважительные причины (тяжелое заболевание, длительная командировка), в связи с которыми они не могут должным образом следить и ухаживать за детьми.

В независимости от того, временно или постоянно ребенок будет находиться в специализированном учреждении, органы опеки составляют соответствующий акт при его передаче в указанную организацию.

Главные обязанности

На органы опеки возложены следующие функции:

  • обеспечение устройства несовершеннолетнего в специализированную организацию, где он будет получать образование, находиться под присмотром и на полном содержании;
  • осуществление контроля за деятельностью учреждения, где проживают маленькие граждане.

До того момента, пока ребенок не станет совершеннолетним, он будет находиться под их пристальным вниманием и надзором.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, полностью ложится на органы опеки, которые таким образом выполняют свои главные функции.

Помощь

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний гражданин, который вправе получать питание, образование и жилье от государства, потому что он лишился заботы родных и близких людей. Подобную помощь детям оказывают государственные органы, которые их передают в специализированные приюты и интернаты. Для этого и существуют социальные службы. Кроме того, каждый неравнодушный человек может помочь детям, обратившись для этого в специализированное учреждение.

Данные

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который находится в банке учета детей, которые нуждаются в помощи и защите. Для того чтобы получить какую-либо информацию о несовершеннолетних либо при желании их взять для воспитания в семью, необходимо обратиться к региональному оператору. На сайте банка есть анкеты малышей, вместе с фотографиями и краткими сведениями.

Данные о детях, оставшихся без попечения родителей, существуют для учета специализированными органами, которые осуществляют контроль за ними, а также для реализации прав граждан, желающих взять ребенка для воспитания в семью или усыновить.

Формы

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который нуждается в заботе и помощи государства. В данном случае его определением в интернат или приют будут заниматься специализированные органы.

Существует несколько форм устройства несовершеннолетних, лишившихся поддержки близких людей:

  • усыновление или удочерение, которое производится после оформления всех необходимых документов, представляет собой принятие ребенка на правах кровного родства, после чего от него уже невозможно отказаться;
  • опека - устанавливается над малышом до 14 лет, после этого возраста возможно только попечительство; подразумевают под собой проживание несовершеннолетнего с людьми в их доме под постоянным контролем социальных служб;
  • приемная семья - малолетние передаются гражданам после оформления договора; заменяет нахождение последних в специальной организации.

Поддержка государства

Права детей, оставшихся без попечения родителей, ни в коем случае не должны быть нарушены. Поэтому существует государственная поддержка, направленная на их защиту. Дети в данном случае имеют следующие права:

  • на образование;
  • на медицинское обслуживание;
  • на получение жилья;
  • на осуществление трудовой деятельности.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с помощью государственных органов опеки, благодаря которым ребенок сможет обрести новую и крепкую семью, которая лучше прежней сможет позаботиться о нем и его будущем.

Труд

Несовершеннолетние граждане, лишенные родительского попечения, при обращении в службу занятости должны быть поставлены на учет в качестве безработных с назначением пособия, которое будет соответствовать уровню средней зарплаты региона. При этом данные лица имеют право пройти профессиональную подготовку с назначением стипендии. Кроме того, если при трудоустройстве работодатель нарушит их права, то он будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Медицинское обслуживание

Детям, оставшимся без родительского попечения, и сиротам гарантируется бесплатная помощь в случае их болезни. Кроме того, они имеют право на лечение за пределами РФ при наличии достаточных медицинских показаний после обследования, которое будет проведено за счет денег из федерального бюджета. Также указанные несовершеннолетние граждане направляются в оздоровительные лагеря на безвозмездной основе.

Получение жилья

Дети, которые остались без попечения родителей, и сироты должны находиться в специализированных учреждениях, в которых за ними будет осуществляться надзор и контроль со стороны органов опеки. После достижения указанными лицами 18 лет, они имеют право на предоставление им благоустроенного жилья. Кроме того, оно должно быть в состоянии, пригодном для проживания. Возможность получения жилья сохраняется за данными лицами даже после исполнения последним 23 лет.

Судебная защита

В том случае, если нарушаются права детей, оставшихся без родительского попечения, и сирот, то их законные представители и прокурор вправе обратиться в вышестоящие инстанции для восстановления социальной справедливости. При этом данные граждане могут обратиться в суд, который находится по их месту жительства.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется профессиональными юристами на безвозмездной основе, потому что такое правило установлено законодательством РФ.

Прокурор при обращении в судебный орган всегда исходит из того, что граждане из тех детей, которые лишились родителей, в силу своего трудного материального положения не могут самостоятельно сделать этого. Кроме того, они нуждаются в защите государства.

Организации

Виды учреждений для детей, которые лишились родительского попечения, достаточно сильно отличаются друг от друга, и каждое имеет свое назначение.

К организациям, где содержатся несовершеннолетние, относятся:

  • образовательные, где они обучаются и воспитываются;
  • социального обслуживания, в случае наличия у ребенка выраженных умственных и физических недостатков;
  • системы охраны здоровья.

Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда могут обеспечить им полноценное образование и развитие, поэтому органы опеки всегда стараются найти для каждого такого малыша хорошую семью.

Данные организации существуют нескольких видов:

  • социальный приют предназначен для временного пребывания;
  • дом ребенка, куда помещаются малолетние до трех лет, в том случае если их оставили после рождения, для помощи матерям-одиночкам;
  • школа-интернат, где несовершеннолетние проживают и учатся;
  • детский дом - специализируется как учреждение для ребят различного возраста.

Кроме того, не сильно впечатляют темпы устройства маленьких граждан в семьи. Поэтому число детей, оставшихся без попечения родителей, становится все больше. Также не каждого ребенка можно взять для воспитания в семью в связи с различными медицинскими показаниями, иногда ему лучше будет находиться под контролем специалистов коррекционного учреждения.

Закон определяет (159-ФЗ)

Фото 4

Все вопросы по сиротам регулируются определенными ФЗ и президентскими указами, в том числе 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как трактует ФЗ понятие сирота и какое определение дает ребенку, оставшемуся без родительской? Дети-сироты — какие это дети?

Сирота

В 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» говорится, что дети считаются осиротевшими, если родителей нет в живых. В России участились инциденты, когда мать или отец осознанно оставляют ребенка без своей опеки. Действия нерадивых родителей зачастую не обоснованы жизненными трудностями или финансовыми проблемами, которые не позволяют полноценно обеспечить малыша. Часто своего ребенка бросают и состоятельные граждане, считая родительские обязательства серьезной обузой, мешающей нормально жить.

Родители не желают брать на себя ответственность по воспитанию и материальному обеспечению своих детей и намеренно отказываются забирать их из роддома, оформляя свой отказ в письменном виде. Подобные ситуации могут происходить не только сразу после рождения малыша, но и через некоторое время проживания ребенка с родителями. Такие дети получают статус так называемых «социальных» сирот, когда настоящие папа и мама у малыша есть, но они не хотят принимать участие в его жизни.

Без попечения родителей

Какие дети имеют правовой статус «оставшихся без родительской опеки»? Такой статус определяется для малолетних граждан до 18-летнего возраста, у которых родители по определенным причинам не исполняют полноценно родительские обязательства. Закон определяет следующие причины:

  • лишение права воспитывать своего ребенка или частичное ограничение родителей в их правах на ребенка;
  • признание одного из родителей недееспособным лицом — частично или полностью;
  • тяжелая болезнь одного или обоих родителей, которая не позволяет полноценно растить и материально обеспечивать ребенка;
  • признание родителей пропавшими безвести;
  • смерть;
  • подозрение родителей в правонарушениях;
  • лишение родителей свободы — тюремный срок;
  • намеренное нежелание родителей принимать участие в воспитании и образовании малыша или отказ от защиты его интересов;
  • невыполнение родительских обязательств, нежелание отстаивать права малыша.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они?

Фото 5

К такой категории относятся малолетние граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не желают исполнять свои обязанности. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются случаи, когда родители:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • лишены прав воспитывать детей или частично ограничены в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей, из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими;
  • подозреваются в совершении правонарушений;
  • находятся в местах заключения;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка;
  • не выполняют свои обязанности, отказываются защищать права и интересы ребёнка.

При таких условиях вопросами устройства малышей в приёмные или патронажные семьи, в специальные учреждения приходится заниматься государственным социальным службам, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, ведут их учёт и контролируют дальнейшую жизнь, питание и развитие отданных на воспитание другим людям детей.

Разница понятий «сироты» и «дети, оставшиеся без попечительства родителей»

Фото 6

Разницу между двумя понятиями определяет Федеральный закон № 159 от 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Сиротами признаются дети, родители которых умерли. Без родительского попечительства же остаются дети, родители которых не могут или осознанно не хотят воспитывать ребёнка и заботиться о нём. В этом случает используется также понятие «социальные сироты».

/ Сиротство

Фото 7

1.Социальное сиротство как общественное явление в России.

1.1. Понятие социального сиротства и его причины.

В любом государстве, в любом обществе всегда были ,есть и будут дети,которые по каким-то причинам остались без попечения родителей. В этом случае заботу о таких детях берет на себя общество и государство. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия-сирота(сиротство)и социальный сирота(социальное сиротство). Попробуем разграничить эти понятия.

Дети-сироты-это дети,не достигшие возраста совершеннолетия, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота- это ребенок, который имеет биологических родителей , но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство-это социальное явление, которое обуславливается наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

В настоящее время существуют следующие виды сиротства:

1.дети,родители которых рано умерли(собственно сироты)

2.дети,родители которых лишены родительских прав(лишенцы)

3.дети,родители которых отказались от родительских прав(отказники)

4.дети,которые воспитываются в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании(интернатские сироты)

5. дети,у которых полный комплект родителей , и ребенок живет с ними, но им-не до ребенка(домашние сироты). В этом случае родители и дети либо чужие друг другу, либо находятся в антагонических отношениях.

Во всех этих случаях ,кроме первого,речь идет именно о социальном сиротстве.

Очень важными понятиями являются попечительство и опека. Дадим им определение.

Попечительство- это форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних(и некоторых других категорий людей). Близко к понятию опеки.

Опека-это “форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц(детей,лишившихся родителей,душевнобольных) “. Опека- это также лица и учреждения,на которых возложено это наблюдение. Так в чем же различие между опекой и попечительством? Под попечение попадает значительно более широкая категория детей. Это дети,родители которых:умерли,лишены родительских прав,ограничены в родительских правах,признаны безвестно отсутствующими,недееспособны(ограниченно дееспособны),отбывают наказание в исполнительных колониях,обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей,уклоняются от воспитания детей,отказываются забрать детей из лечебных,социальных учреждений,куда ребенок помещен временно.

В настоящее время социальное сиротство значительно расширяется,появляются его новые характеристики. Возникло так называемое “ скрытое“ социальное сиротство. Оно распространяется в результате ухудшений условий жизни значительной части семей,падением нравственных устоев семьи. И как вследствие изменяется отношение к детям,вплоть до полного вытеснения их из семей,растет беспризорность большого количества детей и подростков.

Сиротство-это фактор, из-за которого ребенок теряет связи с окружающей его социальной средой,с миром взрослых и сверстников,развивающихся в наиболее благоприятных условиях,тем самым,вызывая глубокие вторичные нарушения в развитии личности.

В последние десятилетия особенностями России стали:

1.обострение противоречий между жизненными установками поколений,различных слоев общества

2.резкое падение уровня жизни большинства населения

3.резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе,чему во многом способствует рассвет массовой культуры.

Кризис современной семьи,констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в

стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической,политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети,проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения,непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией,психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие

аналогичных процессов и в детской среде.

В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие:

добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт,который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев

родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. · принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав,жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают

алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. · смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население

страны к хаотической миграции.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни,воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

1.2.Социально-психолого-педагогический портрет детей-сирот.

“Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях,

То она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях”.

К.Д.Ушинский.

Большинство детей - социальных сирот попадают в государственные учреждения из неблагополучных семей, где уже с раннего возраста они были лишены эмпатийного общения, где с ними жестоко обращались. Родители многих таких детей - алкоголики, наркоманы, ведущие асоциальный и аморальный образ жизни. Такие семьи не выполняют своих основных функций. Многие авторы Л.И. Божович, М.И Лисина и др. отмечают, что семья является важнейшим институтом социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании подрастающего поколения. Общение со взрослым - основной путь проявления активности ребенка. Именно в процессе общения со взрослым ребенок познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, принимает нормы, понятия и ценности общества.

Многочисленные исследования проводимые Л.И Божович, И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной и др., посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях. Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у ребенка воспитывающегося в семье - они просто другие.

Этому способствуют специфические условия детского дома:

1. Частая сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка;

2. Ограниченный контакт с внешним миром;

3. Специфическая позиция педагогов, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, в отличие от "событийной" позиции взрослого в семье;

4. Групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта, что влечет недифференцированность и неосознанность своего "Я".

5. Жесткая регламентация всех действий ребенка в учреждении, не оставляющая возможности выбора и ответственности.

Специфические условия детского дома существенно влияют на эмоциональное развитие детей. Особенные различия отмечаются у детей попавших в детский дом с рождения. Значительная часть детей становятся сиротами уже в родильном доме вследствие отказа от них матерей.

В настоящее время имеются данные о влиянии информационных связей между будущей матерью и плодом на формирование психических функций будущего ребенка. Отрицательное воздействие на развитие ребенка могут оказывать нарушения не только в соматической, но и в психической сфере беременной женщины. Одним из наиболее мощных психотравмирующих факторов для будущей матери является вынашивание нежелательной беременности. Это одна из причин того, многие дети, от которых отказались, даже при хорошем уходе вырастают отклонениями в поведении, имеют интеллектуальные и невротические расстройства.

У младенцев, воспитывающихся без родителей, значительно позже, чем у детей из семьи возникает потребность в общении с взрослыми и оформляется непосредственно - эмоциональное общение. Мимические реакции, жестикуляционные, общие моторные реакции, звуковые в "комплексе оживления" заторможены или просто не развиты. Во втором полугодии жизни у детей - сирот не возникают аффективно - личностные связи со взрослым: они не стремятся разделить с ним свои эмоции, не ищут у него сопереживания в новой или пугающей ситуации. Все это приводит к снижению общей, в том числе познавательной и эмоциональной активности детей. Само общение отличается вялостью, безынициативностью, бедностью коммуникативных средств, это проявляется в обедненности эмоционального реагирования на зов, человеческую речь, тихий голос, новизну обстановки, на персоны окружающих людей.

Обобщая результаты исследования психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.Е. Ермолова и др. считают, что в возрасте от года до трех лет к уже имеющимся психологическим характеристикам прибавляется дополнительный ряд особенностей, отличающих воспитанников домов ребенка от их сверстников из семьи:

  • пониженная любознательность;
  • отставание в развитие речи;
  • задержка в овладении предметными действиями;
  • эмоциональная нечувствительность к отношению взрослого;
  • отсутствие стремления к самостоятельности;
  • отсутствие тенденций к партнерству в игровой деятельности.

Психиатрическое, неврологическое и психологическое обследование детей в домах ребенка показывает, что разлука с матерью на первом году жизни приводит к депрессивным расстройствам ребенка. Клинические симптомы депрессии затрагивают три сферы: эмоциональную, моторную и познавательную. Эмоциональные нарушения проявляются в депрессивном настроении в виде грусти, апатии, безучастности. Происходит постепенная углубляемость эмоционального дефицита. Двигательные нарушения в рамках депрессивных расстройств характеризуются малой выразительностью мимики. Имеют место стереотипные и привычные действия - сосание пальцев, обкусывание губ, пальцев, выдергивание волос, царапанье. Заторможенность познавательных реакций проявляется в снижении общей активности, слабом развитии игровой деятельности.

В период дошкольного возраста у детей, живущих в детских домах, отмечается следующее: слабо развит временной план действий, они не выделяют и не фиксируют в сознании своих действий, не планируют будущих действий. Их прошлое и будущее связано только с режимными моментами ("спать", "есть", "гулять") и ограничивается одним днем.

У дошкольников в детских домах часто проявляются психогенные реакции на условия воспитания: плаксивость, подавленность, заторможенность или, наоборот, раздражительность, агрессивность; обнаруживается пониженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности. В отличии от дошкольников воспитывающихся в семье у детей - сирот отсутствует способность к сопереживанию другим людям, как к взрослым, так и к сверстникам. У детей живущих вне семьи, в игре практически отсутствует ролевое взаимодействие со сверстниками.

Особенности психологического развития детей,оставшихся без попечения родителей,дошкольного возраста нашли свое отражение в работах таких исследователей как Кравченко А.И.,Дубровина И.В.,Андреева А.Д.,Павленок П.Д.,Ушинский К.Д.,Флейк-Хобсон К. и др.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. Рассмотрим психолого-педагогические характеристики разного возраста у детей-сирот.

1.Дошкольный возраст. Дети дошкольного возраста в (СУ) отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из (СУ) значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей которые растут в семье.(1, с.5-13) По данным Т.П.Гавриловой, кризис трех лет протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гордость за достижение – такое личностное новообразование дошкольного возраста – формируется у этих детей дефектно. Наиболее отчетливо проявляется недостатки развития эмоциональной сфере. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семьи у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение. Борьба за новую индентичность при поступлении их в детское учреждение – одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками и взрослыми приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Дети –сироты, зачастую не имели дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в (СУ), не знают, как играть с игрушками, играми. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.

2. Младший школьный возраст. Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сфере, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет. По данным исследований А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из (СУ), не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, в которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить. Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников из (СУ), что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя. В это время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника. Воспитанники (СУ) с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми. Ограниченное, большей частью групповое общение детей со взрослыми не предоставляется самостоятельности ребенку.

3. Дети подросткового возраста. Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушения в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека. По данным А.Л.Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков из (СУ) показателем счастья является: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Таким «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях. Опыт переживания одиночества подростками из (СУ) составляет 70%. Выход из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять…). При работе с подростками из (СУ) следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Понятие «беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков из (СУ) это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями. Переживание состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: « Как я теперь буду жить?», « Что мне делать одному в этом мире?», « Кому я нужен на земле?».

4. Юношество. Юношество характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности: 1.неумение общаться с людьми вне учреждения,

2.трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками,

3.отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них; 4.нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства; 5.низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им; 6.слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним; 7.потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу; 8.неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержка с их стороны; 9.несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное; 10.несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей ( еда, одежда, жилище, развлечения ); 11.низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания; 12.склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты. Юношество стоит на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

2. Проблемы обучения и воспитания воспитанников детских домов.

2.1.Проблема девиантного поведения.

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии.

Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Классификация девиантного поведения

Многие авторы, рассматривая девиантное поведение, используют как синонимы понятия разновидности, виды, типы, формы девиантного поведения.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.

"Ядром" девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

- преступность;

- алкоголизм;

- наркомания;

- самоубийство;

- "преддевиантный синдром" - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  • аффективный тип поведения;
  • семейные конфликты;
  • агрессивный тип поведения;
  • ранние антисоциальные формы поведения;
  • отрицательное отношение к учебе;
  • низкий уровень интеллекта.

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

- антидисциплинарное поведение;

- асоциальное;

- противоправное;

- аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

- патологические;

- непатологические девиации.

3) личностно-динамическая:

- "реакции";

- "развития";

- "состояния.

Формы девиантного поведения-гемблинг (игровая зависимость) и пищевая девиация

-анорексия

-булимия

Сексуальные девиации

-педофилия

-зоофилия

-некрофилия

-Алкогольная зависимость

-Наркомания

-Трудоголизм

-Клептомания

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин "девиантное поведение" можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Кризис современной семьи,

Кризис современной семьи,

Вопросы и ответы

Отличается чем либо государственное обеспечение детей -сирот и полное госудорственое обеспечение детей-сирот?

Сейчас ребенок находится под попечительством тети,но 5 сентября срок опеки(временная)заканчивается ,предложили перевести на полное государственное обеспечение (ребенку 16 лет)поступил в техникум ,позвонила туда и узнала какие условия у них для сирот на государственном обеспечение ...бесплатный проезд...бесплатное питание...степендия....и это все! Читала http://www.usynovite.ru/documents/federal/legislative/soc_pod/ там совершенно иное гос.обеспечение

Эксперт:

Отличается чем либо государственное обеспечение детей -сирот и полное госудорственое обеспечение детей-сирот? Сейчас ребенок находится под попечительством тети, но 5 сентября срок опеки(временная)заканчивается, предложили перевести на полное государственное обеспечение (ребенку 16 лет)поступил в техникум, позвонила туда и узнала какие условия у них для сирот на государственном обеспечение… бесплатный проезд… бесплатное питание… степендия… и это все!

Светлана

Светлана, понятия государственное обеспечение нет в законе.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» http://ivo.garant.ru/#/documen... (ст. 1)

полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи; Это когда ребенок был под опекой!

полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения — предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам. Это для обучающихся в профессиональных образовательных организациях!

Удачи Вам!

Я сирота и нахожусь на обеспечении государства. На данный момент мне 21 и я получила степень бакалавра. Хотелось бы продолжить обучение на магистратуре. В связи с этим у меня вопрос. На какие льготы я имею право и до какого времени? Смогу ли я поступить в магистратуру вне конкурса?ЕСли могу ,то будут ли мне какие-то выплаты? На момент поступления в магистратуру мне исполнится 22.

Эксперт:
уважаемая Ольга! Обратите внимание, что в законодательстве дается определение понятие «дети-сироты».
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ
ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты —лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Ссылка на закон.

В законе также говорится о некоторых дополнительных гарантиях по социальной поддержке. Не исключено также, что для полного ответа на ваш вопрос необходимо смотреть нормативно-правовые акты вашего субъекта Федерации.

подскожите если оба родителей в 2005 г на тот момент мне исполнилось 17 лет были осужденны но после вынесения приговора и ореста органами опеки в отношении меня и двух младших братьев не было принято не каких действий по определению нас в социальное учреждение спустя 4 месяца старшая система обратилась по вопросу о материальной помощи где ей отказали и мы продолжили жить где придется и как придется за низнанием закона на право нахождения на полном гос обеспечении не обращались в детский дом только после прошествии года систра папросила забрать младших так как мне уже исполнилось 18 и сама привезла их приют как мне типе доказать принадлежать к нуждающийся в жилье на правах ребенка оставшего без папичени родителей если меня не где не учли и до 18 лет прожила своими силами на руках имеется постов ление суда о приговоре .

Эксперт:

Людмила!

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 1 указанного Федерального закона лица числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-это лица в возрасте до 23 лет.

Если в 2005 году Вам было 17 лет, значит сейчас Вам 26 лет, а значит Вы не относитесь к лицам числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а следовательно действие Федерального закона на Вас не распространяется и по достижении 23 лет Вы утратили статус лица числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а значит жилье получить не можете.

По данному вопросу есть разъяснение Верховного Суда РФ (обзор практики от 20.11.2013)

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://sempravorf.ru/deti/ostavshiesya-bez-popecheniya-roditelej.html
  • https://zna4enie.ru/opredelenie/deti-siroty-jeto-opredelenie.html
  • https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/bez-popechitelstva.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий