Выбор между системами СКЗИ или ЕСТР актуален. У тахографов разных типов есть плюсы и минусы. Применение должно соответствовать требованиям законодательства. Наглядное отображение основных различий карт водителей СКЗИ и ЕСТР. Перечень отличий карт для тахографов различных типов и процедуры оформления.

Степень защиты

Более защищенным от внесения изменений в показания считается тахограф стандарта ЕСТР. Шифрующим устройством у него является датчик скорости. Он кодирует информацию и отправляет на хранение в память устройства «в готовом виде». Установка подмоток и прочих устройств обмана системы вразрез сигнала от датчика скорости может быть обнаружена при проверке (нестабильные показания, наличие ошибок). А это чревато штрафом.

Устройство тахографов с блоком СКЗИ таково, что шифрование сигнала происходит в самом блоке криптозащиты. Имеющаяся там информация хорошо защищена от взлома, но вот исказить поступающую в него информацию значительно проще. Именно на этом принципе основана работа подмоток для тахографа. Поэтому их эффективность значительно выше.

Какая из разновидностей будет пользоваться преимуществом – решать пользователю. С одной стороны, можно «сэкономить» на штрафах за превышение скорости и нарушении режимов работы водителей, с другой – выше риск обмана со стороны сотрудников – накрутки пробега, слива топлива, выполнения «калымов» за счет основной работы.

Все об установке контрольных устройств европейской системы

При рассмотрении Приказа Министерства транспорта № 273 от 21 августа 2013 года прослеживается четкая разбивка по использованию приборов разных систем:

  • коммерческие перевозки внутри страны – используется тахограф с блоком криптозащиты информации СКЗИ российского производства;
  • международные коммерческие перевозки – проводятся после оборудования ТС устройствами с системой ЕСТР.

Однако организациям, эксплуатирующим грузовые автомобили и другой коммерческий транспорт, следует детально изучить Федеральный закон (ФЗ) о «Безопасности дорожного движения» № 196 в редакции от 26 июля 2019 года (статья 20, ч.1, абзац 9). Так, предусмотрено пошаговое изменение законодательства.

Какие предъявляются требования по оборудованию тахографами, и до какого года, удобно представить в следующей последовательности:

  • грузовики свыше 3,5 т при перевозке опасных грузов (N2и N3) – до 1 апреля 2014 года;
  • автобусы категорий M2 и М3, а также грузовики свыше 15 тонн при междугородных перевозках неопасных грузов – с 01 июля 2014 года;
  • грузовики класса N3 свыше 15 тонн всех типов – с 1 сентября 2014 года;
  • грузовики класса N2 всех типов – 1 апреля 2015 года.

После проведенного оснащения с 1 января вступили особые требования по замене приборов старого образца.

Водительские карты

Водительские карты

У водительских карт для тахографов также есть различия:

  • визуальные отличия карт водителя (шрифты, водяные знаки разных видов);
  • для карт тахографов с СКЗИ в качестве дополнительной меры защиты предусмотрен PIN-код, у карт ЕСТР его нет;
  • карты СКЗИ и ЕСТР различаются информацией на микрочипах, именно поэтому использование карт одного типа для тахографов другого невозможно.

В порядке оформления водительских карт также существуют различия.

Во-первых, карты СКЗИ дешевле. «Ключ» к тахографу российского стандарта обходится приблизительно в 2,5 тыс. рублей. «Евро» — 3,5 тыс. рублей.

Во-вторых, срок изготовления карты ЕСТР вдвое дольше. Отечественный вариант компании придется ждать не более 10-12 рабочих дней (обычно, меньше) до возможности вывода вновь принятого водителя на рейс. Производство карт евро-стандарта длится 21 рабочий день. То есть между приемом водителя на работу (и необходимостью платить ему зарплату) и фактическим ее началом проходит месяц.

Картинка

Появление на свет нового человека фиксируется актом гражданского состояния, а именно – свидетельством о рождении ребенка. Это главный его документ до 14-летнего возраста (времени получения общегражданского паспорта). Свидетельство о рождении - первая документация ребенка. При его оформлении и дальнейшем использовании у родителей может возникнуть ряд вопросов, на которые мы постараемся ответить. Серию и номер свидетельства о рождении необходимо ук... Читать подробнее

Технические различия

  1. ЕСТР – европейский стандарт тахографии. С юридической точки зрения он опирается на требования международного стандарта качества ISO. Международное соглашение на использование технологии ЕСТР было подписано представителями большинства европейских стран, в 1978 году (Россия присоединилась к соглашению позднее). Таким блоком оснащены тахографы европейского производства.
  2. Блок СКЗИ – отечественная разработка для внутреннего рынка. Вывоз такого тахографа за пределы РФ (даже в страны Таможенного союза) запрещен. Блок СКЗИ представляет собой накопительное устройство с функцией криптозащиты информации от внесения изменений. Хранится она в течение всего периода эксплуатации устройства.

Достоинства и недостатки тахографов разных типов оцениваются по нескольким параметрам. Причем водительские карты евро-образца нельзя использовать для тахографа СКЗИ. И наоборот: карты водителя СКЗИ не пригодны для установки в ЕСТР.

Транспортным компаниям желательно использовать тахографы одного типа на всех автомобилях. Иначе на каждого водителя придется делать по две карты. А это двойные затраты.

Различия между приборами двух систем

Независимо от принадлежности к системам разных стандартов, любой тахограф – аналоговый или цифровой, включает в себя следующие компоненты:

  1. Измеритель скорости. Показатели датчика скорости отсчитывают километры пути, пройденные без остановки с фиксацией максимальной скорости.
  2. Бортовое устройство. В соответствии с заданным алгоритмом, с учетом данных скорости и пройденного расстояния, высчитывается режим труда и отдыха водителя.
  3. Аккумуляторный блок. Обеспечивает процесс измерения независимо от состояния бортовой сети транспортного средства.

При организации перевозок пассажиров и грузов получили распространение контрольные приборы двух различных систем. Блоки СКЗИ и ЕСТР не только отличаются по принадлежности к разным стандартам, но имеют ограничения по использованию.

Измерительный прибор системы СКЗИ (блок выделен на фото устройства) разработан для использования в отечественных условиях:

Ограничением по использованию являются не только страны Европейского союза, но и государства – члены Таможенного союза. Технической особенностью является крипто защита информации, полученной на всем протяжении работы прибора.

В конструкции с блоком СКЗИ присутствуют дополнительно:

  • ГЛОНАСС-приемник;
  • блок памяти для автономной записи;
  • хронометр.

Приборы стандарта ЕСТР отвечают требованиям качества ISO. Основное отличие заключается в шифровании информации через датчик скорости. Изменить поступающую информацию практически невозможно.

Любое вмешательство заметно или проявляется в виде ошибок. Малейшее подозрение на вмешательство наказывается штрафом.

Архивация информации проводится на время до 90 суток. Линейка устройств системы ЕСТР небольшая, в то время как российские приборы более многочисленны с учетом несложности дооборудования устройств блоком СКЗИ. Наиболее известные модели представлены в таблице.

Таблица 1. Тахографы разных систем для транспортных средств.

C 1 июля 2019 года не допускается использование аналоговых устройств, информация с которых не может быть зашифрована посредством криптозащиты. Это предполагает возможность фальсификации записей.

При этом в некоторых европейских странах на внутренних перевозках до сих пор используются аналоговые тахографы в объеме до 40% рынка.
Фото 1

Чем отличаются карты водителя СКЗИ от ЕСТР?

Так для тахографов, оборудованных блоком криптозащиты СКЗИ, которые применяют на транспорте для внутрироссийских автоперевозок нужно оформлять карты с СКЗИ.

Для цифровых устройств выпущенных согласно стандарту ЕСТР и установленных в транспорт для перевозок в Европе и странах СНГ необходимо оформлять карты ЕСТР.

Для окончательного понимания различий между карточками следует определить их отличительные особенности:

  • Внешнее оформление. Надписи на картах выполнены разными шрифтами, документы защищены различными типами водяных знаков. На карту СКЗИ текстовая информация нанесена только на русском языке, а вот на картах ЕСТР данные нанесены на английском и русском языке. Водительская карта для рейсов внутри страны по виду похожа на обычную банковскую карточку либо международные водительские права.
  • Установка дополнительных элементов защиты на карты СКЗИ. Чтобы такая карточка начала работать, от водителя требуется ввести пин-код. Карты ЕСТР начинают работу без ввода пин-кода.
  • Стоимость оформления. Международная карта обойдется водителю дороже, чем документы для тахографа СКЗИ.
  • Срок действия карты ЕСТР водителя и карты СКЗИ не отличаются, и составляют 3 года.

Отличия карты водителя для тахографа с блоком СКЗИ

Отличия карты водителя для тахографа ЕСТР

Отличия карты водителя для тахографа без СКЗИ (отвечающих ТРЕБОВАНИЯМ технического регламента 720 ПП)

Чтобы определиться, какая именно карта вам необходима, следует учитывать модель и тип установленного на борту тахографа, а также принять во внимание специфику рейсов.

  1. Если ваша работа связана с международными перевозками и у Вас установлен тахограф ЕСТР, то Вам необходимо оформлять карту ЕСТР.
  2. Для коммерческих рейсов внутри страны с установленным тахографом с блоком СКЗИ, следует подавать заявку на карту СКЗИ.
  3. Если Вы ранее устанавливали тахограф без блока СКЗИ для перевозок внтури РФ, то Вам нужно оформлять карту водителя для тахографа без СКЗИ.

Специалисты нашей компании помогут в оформлении водительских карточек тахографа СКЗИ и ЕСТР. Прямое сотрудничество с заводом-изготовителем позволяет нам гарантировать клиентам оперативные сроки получения новых либо замены старых карт.

Так нужно ли менять в 2019 году

Основными причинами для замены ранее установленных приборов с 1 января 2019 являются сроки, указанные в приведенном Федеральном законе.

Сюда подпадают устройства:

  • тахографы ЕСТР при установке в заводских условиях до 1 апреля 2014 года;
  • приборы европейского образца при монтаже сервисными центрами до 11 марта 2014 года.

Если с позиции, до какого времени действителен ранее установленный прибор, все становится понятным, то конфликт двух разных законодательств остается.

Здесь следует рассмотреть другие нормативные документы:

  1. К примеру, Технический Регламент «О безопасности колесных средств» ТР ТС 018/2011 устанавливает обязательные требования по характеристикам и конструкции измерительных приборов (глава 3, п.п. 7 и 8, глава 4 пункт 14, приложение 10, пункт 65).
  2. В то же время, пункт 3 (статья 4) ФЗ о техническом регулировании (с изменениями на года) называет требования нормативных актов низшего уровня только рекомендательными.
  3. Поэтому, приказы Министерства транспорта №№ 36, 273 носят, скорее, необязательный характер. Напомним, что в этих документах указывается на необходимость использования блока СКЗИ.

В случае, к примеру, приобретения ТС с заводским тахографом, не отображенным в списках по приказу №36 (Минтранс), сомневаться в необходимости замены не приходится.

Некоторую самостоятельность в вопросе, менять ли тахограф европейский на российский, имеет непосредственно перевозчик. Постоянно менять тахограф ЕСТР на СКЗИ не представляется возможным.
Про лицензию на установку тахографов расскажет статья: Лицензия на установку тахографов.

Что такое тахограф читайте здесь.

Скорее всего, требуется четко определить направление использования коммерческого транспорта: внутри страны или используемое в международных перевозках. И если международные перевозки детей проводятся без замены транспорта, то в грузовых перевозках на разных рынках следует чаще прибегать к логистическим услугам.

Еще одним примером практики замены приборов на отечественный тип СКЗИ является изменение в деятельности компании. Если заключается соглашение только на отечественные перевозки, весь парк компании потребуется переоснастить приборами другого формата.

Фото 2

Стоимость установки и эксплуатации

Еще пять лет назад тахографы ЕСТР считались более экономичными, чем оборудование с блоком СКЗИ. К 2019 году цены в магазинах подравнялись. Средняя стоимость первой разновидности – 25-30 тысяч рублей, второй – 27-35 тысяч.

Причем для европейского стандарта обязательно требование установки датчика скорости. Обходится он в 5-7 тысяч рублей. Для российских приборов с блоком криптозащиты эти затраты обязательными не являются. Расчет скорости выполняется по спутниковым данным ГЛОНАСС.

Тахограф ЕСТР несколько более выгоден в обслуживании. Блок СКЗИ раз в три года подвергается замене. Стоимость операции: 13-15 тыс. рублей + 2,5 тыс. рублей за калибровку. Обслуживание евро-тахографа обходится только калибровкой. Правда, выполнять ее следует один раз в два года, а не в три, как СКЗИ. Незначительная, на первый взгляд, разница на выходе дает увеличение затрат на 50% и «выпадение» каждой машины на один лишний рабочий день в течение двух лет. С учетом прибыли, которую приносит компании каждое ТС, разница в стоимости ТО уже не выглядит существенной.

Срок действия и ответственность за нарушения

В регулярном использовании транспортного средства следует периодически проводить контроль состояния прибора:

  • правильность подключения;
  • повреждения корпуса или пломбы;
  • исправность работы прибора;
  • работу с использованием личной карты водителя.

Не стоит откладывать ремонт или визит в сервисную станцию при появлении любых отказов в работе измерителя. Длительность использования фото карты водителя ограничена сроком в 3 года.

Для самих регистрирующих устройств установлены другие нормы поверки (ФЗ № 102, ст. 13 с изменениями, Приказ Министерства транспорта№ 1658 от г.), которые представлены в таблице.

Таблица 2. Периодичность метрологической поверки.

При несоблюдении отмеченной периодичности подтверждения годности прибора к измерению наступает административная ответственность на должностных лиц или компанию. Размер наказания согласно со статьей административного Кодекса приведен в таблице.

Таблица 3. Размер штрафа за нарушение эксплуатации тахографа.

Важно! При этом следует учитывать, что контроль использования приборов осуществляется при утверждении результатов ежегодной проверки за истекший год.

Так что незамеченными не останутся даже отдельные прошедшие периоды незаконной эксплуатации оборудования. При осуществлении перевозок стоит позаботиться и о соблюдении режима труда и отдыха. Иначе поводов получить наказание будет намного больше.

Кто не использует устройство в международных перевозках

При определении необходимости установки контрольного прибора, следует рассмотреть категории транспортных средств (ТС), которым не требуется установка такого оборудования.

Независимо от того, совершаются перевозки по России или с выездом в сопредельные государства, тахограф не потребуется:

  • оперативным транспортным средствам;
  • на транспорт, используемый для обучения;
  • на транспорт, подведомственный ФСБ или другим спецслужбам, а также любая военная техника;
  • ТС для перевозки пассажиров в городском или пригородном цикле, включая троллейбусы;
  • машинам с узким функциональным назначением – сельскохозяйственные, коммунальные, строительные ТС и имеющие схожие характеристики;
  • машинам с регистрацией в Гостехнадзоре, читай – трактора.

В некоторых случаях пользователи приравнивают установленные устройства GPS навигации к тахографам. Первые обычно используют для контроля пройденного расстояния или соблюдения маршрута с целью проверки расхода топлива.

Распространение такой формы контроля получило:

  • в сельском хозяйстве;
  • в бюджетных организациях;
  • в других случаях.

Еще одной категорией, где тайна передвижений не будет раскрыта, являются ТС возрастом более 30 лет или только проходящим дорожные испытания до ввода в эксплуатацию.

Не требуется замена оборудования с установленными приборами изначально, включая тахографы до 8 ноября 2013 года. Более полный перечень удастся получить при изучении Приложения №2 приказа № 36 Министерства транспорта (от г.).

Фото 3

Примерная цена услуги

При выполнении работ цена с установкой зависит не только от стоимости прибора. Напрямую затраты связаны с моделью автомобиля.

К примеру:

  • подготовленное к установке устройства ЕСТР транспортное средство, потребует всего 5 тыс. руб. вложений;
  • не подготовленный автомобиль придется частично переоборудовать и доукомплектовывать. Нередко затраты возрастают до 7 раз.

В перечень работ необходимо включать, в отдельных случаях, замену панели приборов или спидометра, установки отдельных датчиков. Но в подготовленной мастерской все эти вопросы решаемы.

Какие бывают ошибки тахографа, об этом в статье: Обслуживание тахографов.

Сколько можно ехать по тахографу читайте здесь.

Как оформить карту СКЗИ к тахографу узнаете из этой публикации.

Наряду с соблюдением трудового законодательства и международных норм, исчерпывающие меры позволят транспортной компании выйти в лидеры на рынке перевозок.

Одновременно сократятся и издержки, что повлияет и на стоимость оказываемых услуг. В любом случае главное помнить, что установка тахографа – это мера по повышению безопасности дорожного движения.

Как получить законный прибор в машину

Для установки оборудования следует выбирать только проверенные мастерские. Среди основных требований выделяют:

  • наличие лицензии ФСБ для установки блока СКЗИ;
  • наличие сертификата Министерства транспорта на выполнение работ;
  • использование поверенного оборудования при установке тахографа; проведение работ только обученным и допущенным к работам персоналом.

Вопросы и ответы

нужно ставить тахограф на самосвал от10 тон и погрузчики от3.5тон. для частника или юр лица.

Эксперт:
нужно ставить тахограф на самосвал от10 тон и погрузчики от3.5тон. для частника или юр лица.
вадим

Вадим!

Согласно Приказу Минтранса России от 21.08.2013 N 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»

2. Настоящий Порядок применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее — владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.

Также Приказ Минтранса России от 13.02.2013 N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»

КАТЕГОРИИ И ВИДЫ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ
Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);
за исключением:
транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112
транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров (приказ Минтранса России от 22 ноября 2004 г. N 36 «Об утверждении форм бланков лицензий, лицензионных карточек, удостоверений допуска и карточек допуска» (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 2004 г., регистрационный N 6204)), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.);
пассажирских и грузовых троллейбусов;
автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов и транспортных средств, оснащенных кранами-манипуляторами, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, самоходных сельскохозяйственных машин, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;
транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств»
находящихся в эксплуатации автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».
3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России N 36 после слов «за исключением», производится:
автобусов категорий и, используемых для перевозки пассажиров, — до 1 июля 2014 г.;
транспортных средств категорий,, используемых для перевозки опасных грузов, — до 1 апреля 2014 г.;
транспортных средств категории с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок, — до 1 июля 2014 г.;
транспортных средств категории (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, — до 1 сентября 2014 г;
транспортных средств категории, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, — до 1 апреля 2015 г.;
транспортных средств категорий,, и, оснащенных организациями — изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР
Женева, 1 июля 1970 г.), — до 1 января 2018 г.;
транспортных средств категорий,, и, оснащенных мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 <1>, — до 1 января 2018 г.

Надеюсь, что мой ответ был полезен Вам, в случае необходимости — обращайтесь!

С Уважением, А.Саяпин!

Источники

Использованные источники информации.

  • http://postebor.ru/taxografy/taxograf-skzi-ili-estr-kakoj-vybrat/
  • http://avtopravozashita.ru/tahograf/tahograf-estr.html
  • http://motusltd.ru/stati/otlichie-kart-skzi-ot-estr/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий