Обряд похорон у русских состоит из 6 этапов. Погребение является неотъемлемой частью человеческой жизни, поэтому надо знать особенности церемонии. Узнайте, как проходит обряд похорон у русских.

Подготовка к смерти[править]

Почувствовав приближение смерти, старик просил сыновей вывести его в поле. Там он кланялся на все четыре стороны: «Мать сырая Земля, прости и прими! И ты, вольный свет-батюшка, прости, коли обидел...»

Человек, готовящийся принять смерть, составлял завещание, приводил в порядок свои дела, отдавал долги, распределял состояние. Перед смертью делал какие-нибудь добрые дела: раздавал милостыню, выделял деньги на строительство храмов или дарил какие-то суммы богоугодным заведениям — больницам, приютам и пр.

Издавна принято было считать, что умереть среди своего семейства («в своей постели»), прожив долгую, достойную жизнь, — это небесная благодать для человека. И наши предки верили, что если человек умирал быстро, легко, то душа его непременно попадала в рай. Если же тяжело мучился перед смертью, значит грехи его велики и не миновать ему ада.

Считалось также, что тяжело умирают колдуны и ведьмы, если не имеют возможности передать кому-то свои знания.

Чувствуя приближение смерти, люди призывали к себе священника для исповеди. После исповеди прощались с родными, давали наказы, благословляли, «приказывали долго жить».

Среди приверженцев старой веры, напротив, считалось тяжким грехом исповедоваться у православного священника. Покаяние возможно было приносить только перед своим наставником. Случалось, что наиболее убеждённые староверы уходили перед смертью из деревни и умирали где-нибудь в полном одиночестве, зачастую уморив себя голодом.

В старину в деревнях считалось, что умирать легче всего на полу, куда стелили солому, а позже — полотно. Собравшиеся вокруг родственники молча соболезновали умирающему.

Громко разговаривать возле него было нельзя. Если человек мучился, старались помочь душе отлететь, открывали дверь, окно, печную трубу, ломали конёк на крыше или просто поднимали верхнюю слегу на крыше дома.

Когда наступала смерть, родственники начинали громко причитать и плакать. Считалось, только что отлетевшая от тела душа находится ещё в доме, рядом. Если покойный будет оплакан («обвыт») надлежащим образом, то и душе его будет покойнее и он не станет позже беспокоить живых в видениях, думах и наяву.

Этап четвертый – панихида

Этап четвертый – панихида

Панихида

Данный ритуал осуществляется в соответствии с церковными канонами. Осуществляется он перед захоронением умершего. Он может проводиться в церкви или в доме покойника. Приглашенные лица, которые имеют духовный сан читают молитвы и псалмы, которые призваны успокоить душу ушедшего и адаптировать ее в ином мире.

В таких пениях образно показывается путь человека и его мытарства от момента появления на свет и вплоть до смерти. Также в них говорится о Божьем проведении и справедливости, о великой любви Бога к человечеству.

Приметы на кладбище

Вырытая не по размерам могила – это верная примета смерти одного из членов семьи. Такое же значение имеет забытая дома крышка или траурные венки. Помните о том, что заколачивать гроб нужно исключительно на месте захоронения. Смерть заберет не только человека, нарушившего запрет, но и семью усопшего.

Детям и беременным запрещали присутствовать на похоронах. У малышей нет естественной энергетической защиты, поэтому возможна негативная атака со стороны злых сил. Женщины на сносях могли получить сильную порчу, которая перейдет по наследству крохе. Первому встречному полагалась пища «на помин».

Уже на кладбище входят через калитку, а усопшего провозят через главные ворота. На обратной дороге можно выбрать любой путь. Помните о том, что впереди покойника тоже не идут. Вначале проносят гроб, а потом подходят живые.

Когда забивают гвозди в крышку, необходимо следить, чтобы тень человека не попала на саркофаг или могилу. Старые люди обращали внимание, чтобы на мертвеце не было колец, а пуговицы расстегивали. Перед опусканием в яму обязательно развязывают узелок, скрепляющий путы. Если забыть это сделать, то кто-то из близких умрет.

Если внутренняя сила отталкивает человека от покойника, то не стоит насиловать себя и целовать ушедшего в венчик. Живые часто боятся мертвецов, поэтому не могут пересилить страхи. Кстати, в древности можно было избавиться от боязни обычным прикосновением к ноге усопшего.

Фото 1

Констатация смерти и перевозка тела в морг

Если человек скончался не в больнице, на место необходимо вызвать скорую и полицию. Медики выдадут справку о констатации смерти, а полицейские составят протокол осмотра. Дома покойного оставить нельзя: чтобы установить причину смерти, тело должен осмотреть патологоанатом, делать он это будет в специально оборудованном месте. Исключением могут быть люди старше 60 лет, которые постоянно наблюдались у врача.

Скорая не занимается перевозкой умерших. Чтобы доставить тело в морг, нужно обратиться в специализированную службу — обычно это должны сделать прибывшие медики или полицейские.

В Москве услуги по транспортировке бесплатны, если тело везут в морг при ближайшей больнице. Если нужно доставить умершего в какой-то определенный морг или, например, с дачного участка в Подмосковье в один из столичных моргов, за такую перевозку придется заплатить.

Получение документов о смерти

На следующий день человек, взявший на себя организацию похорон (это может быть не только родственник умершего), должен обратиться в морг для получения медицинского свидетельства о смерти. С собой нужно взять паспорт умершего, его медицинский полис, справку о констатации смерти, которую выдала скорая, протокол осмотра тела полицейскими, а также свой паспорт. Если паспорт покойного пропал, нужно взять выписку из домовой книги по месту прописки — в этом случае она считается полноценной заменой.

Морг обязан выдать документ в день обращения бесплатно — для этого не требуется заказывать платные услуги и другие ритуальные принадлежности. Если смерть была насильственной, может понадобиться судебно-медицинская экспертиза — ждать придется дольше.

ст. 8 закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»Без медицинского свидетельства о смерти не сделают гербовое. Без гербового морг не выдаст тело покойного, а администрация кладбища или крематория не даст провести захоронение

Затем нужно официально зарегистрировать смерть человека и получить гербовое свидетельство. Его бесплатно выдает загс по месту прописки покойного или ближайший МФЦ при предъявлении медицинского свидетельства о смерти. Также выдадут справку о смерти по форме 33, которая понадобится для получения пособия на погребение.

Суеверия пока покойник дома

Похоронные обряды русских плотно обросли приметами. Какие существуют правила поведения до того, как гроб вынесут из помещения? Есть много моментов, о которых не стоит забывать.

Есть суеверие, что нельзя оставлять покойника одного в комнате. Все предметы, связанные со смертью, являются желаемым артефактом для колдунов. Находящиеся поблизости следят, чтобы ничего не пропало или не подложили в гроб.

Плохой приметой были открытые глаза мертвеца. Считается, что тот человек, на которого упадет взгляд, вскоре умрет. Внимательно осматривают тело, не допуская даже малейшей щели между веками.

Старые люди говорят, что если умерший человек случайно заглянет в зеркало, то он будет пленен, и уйти без помощи знающего человека уже не сможет.

Пока гроб стоит в помещении, нельзя заметать, иначе можно «вымести» всех живущих в доме. После того, как останки увезли на кладбище, остается человека, который занимается уборкой. Чтобы выгнать смерть, тщательно моют пол и выбрасывают веник, ведро и тряпку.

Предметы мебели, на которых стоял саркофаг с умершим, потом переворачивают ножками вверх. Установить его в нормальном состоянии можно только спустя сорок дней. Чтобы дух не тревожил жильцов, в деревнях разбивали табуретки и сжигали на костре.

Этап второй – вынос тела

Фото 3
Этап второй – вынос тела

Вынос тела

Время выноса тела для отпевания устанавливается по договоренности со священнослужителем, который будет проводить отпевание. Как правило, оно назначается между двенадцатью часами и до того времени пока солнце находится на горизонте. После его захода вынос усопшего запрещен.

Чтобы покойник не вернулся в дом и не забрал с собой кого-то из живущих в нем, его необходимо выносить ногами вперед, стараясь не задеть при этом стены или дверь. С этой же целью производят ритуал под названием «замещение места». Для этого, на место, где стоял гроб, ставят стулья и садятся. Затем их на сутки переворачивали вверх ножками. В Сибири, после выноса тела, под угол дома, который находится слева от двери, клали камень, чтобы остальные члены семьи не торопились вслед за усопшим.

Вынос тела характеризуется и наличием морально-этического аспекта, который определяется ярко выраженным эмоциональном состоянии, как родных и близких усопшего, так и в сочувствии иных присутствующих на похоронах лиц. Если родственники на похоронах не плакали, общество их осуждало, считая, что они не достаточно любили ушедшего. Существовали и исключения из правил. Так, матери не имели права плакать по своим умершим деткам, поскольку считалось, что вредит их душам на том свете.

Этап третий – похоронное шествие

Этап третий – похоронное шествие

Похоронное шествие сопровождается рыданиями близких и родных покойного, а также, их причитаниями. Возглавлял процесс мужчина, который нес в рушнике икону или распятие. После него шли пару человек, которые несли крышку от гроба. Затем священнослужители, после которых следовало 6-8 человек, несущих на плечах гроб. Замыкали шествие родные, близкие и знакомые. Из-за суеверий, которые пришли еще с языческих времен, гроб, как и крышку, старались переносить в перчатках, на специальном полотне. На кладбище покойника приносили или же привозили на санях. Последние потом могли сжечь либо же перевернуть на сорок дней полозьями вверх.

Если на пути похоронного шествия встречались люди, то необходимо было осуществить ритуал «первая встреча». Он символизировал встречу живого и мертвого миров. Встречному давали кусок хлеба, который заворачивали в полотенце. Взамен он должен был помолиться о душе усопшего.

Останавливаться процессия может лишь возле церкви и кладбища, возле мест, которые занимали важную роль в жизни покойного человека или возле крестов, которые в народе так и называют «покойничьи». Чем дольше несут гроб, тем более уважаемым человеком покойный был при жизни.

Важные мелочи для родственников

Смерть – это горе для близких людей, которое выбивает из привычной жизни. Этим часто пользуются колдуны для свершения магических ритуалов. Чтобы избежать подобных ошибок, разберем наиболее вероятные действия.

Ничего нельзя класть в гроб, особенно это касается чужих вещей, фотографий, денег. Закопанный в землю предмет «позовет» хозяина за собой. Это очень страшное колдовство, которое бьет как по владельцу, так и по конечному исполнителю.

Около саркофага часто расстилают полотенце. Помните о том, что запрещено наступать на него: все, что связано с похоронным ритуалом, надо опустить в могилу или сжечь. Исключением являются освященные иконы. Православные традиции запрещают уничтожение святынь, но и дома их хранить нельзя. Рекомендуем отнести образы в храм.

Путы, омывальная вода и предметы гигиены – это самые сильные магические артефакты. Каждый колдун охотится за подобными вещами и старается любыми способами добыть. Веревки закапывают вместе с гробом, а жидкость выливают далеко от дома. Расческу и мыло, которыми очищали тело, оставляют в могиле.

Трапеза на девятый день

Фото 4

Православные традиции требуют от родственников, чтобы они собирались за одним столом спустя 9 суток после смерти. Ритуал перешел от языческих предков и прочно укрепился в православии. Зачем нужен этот обряд?

Считается, что с девятого по сороковой день душа блуждает по мытарствам – преградам в виде грехов. Помощниками со злом выступают добрые ангелы. Только после прохождения «экзамена» человек может предстать перед Богом для получения окончательного приговора.

Близкие усопшего создают соответствующую атмосферу в помещении, где будет проходить поминовение. Выделяют отдельное место, на которое можно поставить стакан с водой, хлеб и зажечь свечу. С утра в храме заказывают молебен и раздают милостыню за упокой.

За столом собираются не только кровные родственники, друзья, но и коллеги. Чем больше будет людей, тем легче душе. Согласно традиции, на поминки никого не приглашают. Приходят только те, кто считает важным вспомнить об умершем. Но если боятся, что кто-то забудет о дате, то разрешается за несколько дней до события напомнить.

Обязательными блюдами являются компот, кутья или любая каша. Именно они становятся тем связующим звеном, который соединяет потерянного близкого и окружающих. Помните о том, что собрались не просто поесть. В этот день вспоминают лучшие моменты из жизни покойника.

Ответственность за погребение заключенного

Ответственность за погребение заключенного

Обычно учреждения, в которых заключенные отбывает наказание, не занимаются погребением умерших заключенных. После смерти заключенного его тело передается в морг, откуда его должны забрать родственники. Это относится и к заключенным, которые умерли во время нахождения в местах лишения свободы, и к людям, находившимся под стражей в следственном изоляторе.

Если у администрации учреждения нет никаких данных о родственниках заключенного, или никто из них не готов взяться за организацию похорон заключенного, то погребение ложится на администрацию учреждения. Для организации похорон создается специальная комиссия, которая должна провести работу в соответствии с нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения».

Подготовка к похоронам[править]

В народных обычаях, связанных с похоронами, можно выделить три основных этапа. Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тела умершего к похоронам, омовение, одевание, положение в гроб, ночные бдения у гроба покойного. Погребальные обряды: вынос тела, отпевание в церкви, дорога на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом умершего.

Поминки: после похорон в доме умершего на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с заказыванием поминальных треб в церкви, с трапезами и домашними молениями по умершим.

Многие предпогребальные действия имеют древнее ритуальное происхождение. Смерть мыслилась как дорога в загробный мир, а омовение, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к похоронам — сборами в дальнюю дорогу.

Омовение[править]

Омовение имело не только гигиеническую цель, но рассматривалось и как очистительный обряд. По церковному вероучению, умерший должен уйти к Господу с чистой душой и чистым телом. Омовение совершала особая профессиональная категория людей - смывальщики.

Обмывальщицы, мытницы, умывальники — везде их называют по-разному. Обмывальщиками чаще становились старые девы и старые вдовцы, уже не «имеющие греха», то есть интимных отношений с людьми противоположного пола. Пожилой возраст обмывальщиков как бы подчёркивал, что умерший в глазах живых становится не только представителем «того света», но теперь уже и предком, принадлежностью прошлого.

Мужчину обмывали мужчины, женщину — женщины. Обмыть мёртвого всегда считалось богоугодным делом, способствующим прощению грехов.

Девицы, занимавшиеся «собиранием» умерших и чтением над ними Псалтири, носили тёмную одежду. За труд они получали бельё и носильные вещи умершего.

Если не было профессиональных смывальщиков, омовение умерших производили люди, не состоявшие в родстве с умершим. Правда, в некоторых деревнях было принято обмывать тело родственникам того же пола, что и умерший.

Согласно церковному поучению, матери не полагалось обмывать своего умершего ребёнка, так как она обязательно будет его оплакивать, а это осуждалось как отступление от веры в бессмертие души. По христианскому вероучению, ребёнка ожидает райская жизнь, и поэтому его смерть не должна оплакиваться. В народе считали, что материнская слеза «жжёт ребёнка».

В некоторых сёлах умершего раздевали перед обмыванием, раздирая на нём одежду вдоль тела, а не снимая через голову. При обмывании читали молитву.

Процедура омовения носила ритуальный характер, магическую направленность. Она совершалась на полу у порога избы. Покойника клали на солому ногами к печи. Обмыть старались очень быстро. Обмывали обычно три человека: «один обмывает, другой посудку держит, третий поддерживает тело». Обмывание, собственно, было похоже на обтирание покойника: тряпочкой, куделькой, ватой или просто тыльной стороной руки водили по умершему сверху вниз. Смазывали глаза, нос, уши, рот, грудь, а также «во всех местах, где суставчики». Обмывали два-три раза тёплой водой с мылом из глиняного, обычно нового, горшка.

На атрибуты омовения — горшок, воду, мыло, гребень — переносились свойства мертвеца, его мертвящая сила. От них старались скорее избавиться. Вода, которой мыли покойника, называлась мёртвой, её выливали в угол двора, туда, где нет растений, где не ходят люди, чтобы здоровый человек не мог на неё наступить. Таким же образом поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Глиняные горшки, использующиеся для омовения, выносили в овраг, на край поля, на перекрёсток дорог, где, как правило, стоял крест, столб, часовня (там их разбивали или просто оставляли). Солому, на которой обмывали, сжигали или бросали в лесу под ёлочкой, когда везли хоронить. Всё это делалось с целью предотвратить возвращение покойника. Эти места считались в народе страшными. Обмывальщикам после совершения ритуала обязательно нужно было вымыться в бане и переодеться.

Предметами омовения колдуны умело пользовались: «мёртвую» воду они использовали для порчи молодожёнов. Плотники заколачивали в дверной косяк при постройке дома кусок савана, когда желали беды неугодному им хозяину. Мыло, употреблявшееся для омовения покойника, в домашней медицине применяли с иной целью — подавить, умерить нежелательные явления. Жёны подавали его, например, для умывания злым мужьям, чтобы их «злоба замирала», а девушки мыли им руки, чтоб кожа на них не дрябла.

Существовало поверье, что если нечистая сила сумеет подобраться к покойному, то она выкручивает ему руки и ноги. Поэтому староверы, например, перевязывали суставы умершим суровыми нитками, получался крест, и нечистая сила отступала. Волосы покойному расчёсывали гребнем, а иногда щепочкой от гроба. Затем клали их в гроб.

Одевание[править]

В средневековой России хоронили, как правило, в белом. Это объяснялось не только влиянием христианства, которое связывало этот цвет с духовной, младенческой чистотой христианской души, — душа уходит к Богу такой, какой пришла на землю при рождении. Белый цвет одежды умершего — это натуральный цвет домотканого холста.

В начале XVII века мёртвых хоронили в одежде, в которой они ходили: в кафтане, штанах, сапогах, шляпе и другом платье. Если умирал больной, его брали с постели, клали на лавку, омывали тщательно и надевали на него чистую сорочку, полотняные штаны, новые красные сапоги. Обвивали его тело в белое полотно, сделанное в виде рубашки с рукавами, складывали ему крестообразно руки на груди, сшивали полотно у изголовья, также на руках и ногах. И клали его в гроб на носилки. Если это был богатый человек или дворянин, носилки покрывали бархатом или дорогим сукном. Если же это человек не зажиточный или бедняк, носилки покрывали его собственным кафтаном из холста или другой дешёвой материи. Так и несли его на кладбище.

Женщин было принято хоронить в платочках: молодых — в светлых, пожилых — в тёмных. Был обычай одевать девушку, умершую в расцвете молодости, в подвенечный наряд. На похоронах умершей девушки даже имитировали свадебный обряд, пели свадебные и подвенечные песни. Как девушке, так и парню на безымянный палец правой руки надевали обручальное кольцо, между тем как женатому человеку и замужней женщине кольца не надевали.

Способ изготовления погребальной одежды подчеркивал её предназначенность преисподнему миру. Одежда была как бы не настоящей, а лишь её заменой, не сшитой, а лишь намётанной. Её шили обязательно на руках, а не на машинке, нитку закрепляли, держали иголку от себя вперёд; иначе покойник опять придёт за кем-нибудь в свою семью. Имитированной была и обувь покойника: в кожаной обуви, как правило, не хоронили, а заменяли её матерчатой. Когда надевали сапоги, железные гвозди из них выдёргивали. Онучи, надевавшиеся с лаптями, на ногах обвязывали так, чтобы крест, образуемый шнурками, приходился спереди, а не сзади, как у живых. Таким образом придавалось как бы обратное направление движению умершего, чтобы он не мог вернуться назад в дом.

Когда-то постель умершего и одежду, в которой он умер, клали под куриный насест и держали их там в течение шести недель (пока душа умершего, по поверью, находится дома и нуждается в одежде).

Сейчас обычно вещи, принадлежащие покойному, сжигают или закапывают. А хоронить стараются в новой, ещё не носившейся одежде, чтобы душа явилась на тот свет чистой.

Многие пожилые люди заранее готовят себе «смертный наряд». Хотя, бывает, что хоронят и в старом — мужчин обычно в тёмном костюме, рубашке с галстуком, женщин — в платье или юбке с кофтой, как правило, светлых тонов. В качестве обуви обычно используют специальные тапочки (они, как и покрывало, имитирующее саван, входят в комплект похоронных принадлежностей ритуальных бюро).

Положение в гроб[править]

В старину обмытый и обряженный покойник один или два дня лежал на лавке под образами. Тело клали в гроб только перед выносом из дома. В это время приходили прощаться с ним дальние родственники, знакомые, соседи. Для чтения псалтыря приглашались старушки-читалки, которые, помимо псалмов, исполняли духовные стихи.

Покойного, как и умирающего, ни в коем случае нельзя было оставлять одного. Ситалось, что нужно стеречь его от нечистой силы, «от бесов».

При изготовлении гроба полагалось класть в него образовавшиеся стружки. Щепу потом вывозили подальше за село и выбрасывали, а не сжигали, чтобы покойнику не было жарко на том свете. Предпочитали делать гроб из кедра, сосны, только не из осины. В местностях, богатых лесом, старались делать гробы, выдолбленные из ствола дерева.

Гроб соответственно рассматривался как последний дом умершего. Иногда даже делали в гробу застеклённые оконца.

Перед тем как положить покойника, гроб обязательно окуривали дымом ладана из кадила. Гробы устилались изнутри чем-нибудь мягким: мягкая обивка, покрытая белым материалом, подушка, покрывало. Дно гроба устилали также листьями берёзового веника, причём «чистого», т.е. сделанного не в воскресенье. Такими же листьями набивали подушечку под голову. Некоторые пожилые женщины собирают при жизни собственные волосы, чтобы набить ими подушку.

Прежде при положении умершего в гроб принимали меры магической предосторожности. Тело брали не голыми руками, а надевали рукавицы. Избу постоянно окуривали ладаном, сор из избы не выносили, а подметали под гроб, направляя в сторону умершего. Пока готовили гроб, омытого покойника клали на лавку, застеленную соломой, в переднем углу избы так, чтобы его лицо было обращено к иконам. В избе соблюдали тишину и сдержанность.

Согласно правилам православного захоронения, положено класть в гроб мирянину, помимо нательного крестика, образок, венчик на лоб и «рукописание» — написанную или напечатанную молитву, отпускающую грехи, которую вкладывают в правую руку покойника. Затем покойника покрывают белым покрывалом. Гроб разворачивают по солнышку и снова ставят так, чтобы умерший был обращён к иконам ногами. На гроб ставят свечи.

Существует обычай класть в гроб вещи, которые могут якобы пригодиться умершему на том свете. В древности иногда в рот мертвецу клали несколько мелких монет, как будто для издержек в дальней дороге на тот свет, а к гробу привешивали кафтан покойника.

В знак траура в доме занавешивают зеркала, останавливают часы; из помещения, где стоит гроб с телом умершего, выносят телевизор.

За 15-20 минут до выноса гроба в помещении остаются для прощания с умершим только родные и близкие.

Формы погребения[править]

Фото 5

Ранняя форма погребений древних славян — погребение трупа в скрюченном виде, то есть в положении зародыша, — связана с идеей реинкарнации, перевоплощения умершего, его второго рождения на земле, перехода его жизненной силы (души) в одно из живых существ.

На рубеже бронзового и железного веков возникает способ погребения умерших уже в распрямлённом виде.

Затем появилась кремация — сожжение трупа на погребальном костре. Этот ритуал также был связан с представлением о неистребимости жизненной силы. Новым было представление о местожительстве невидимых душ — небе, куда души попадали с дымом погребального костра. Прах сожжённого покойника хоронили в земле, помещая его в урны-горшки или просто в ямы. Первоначально над каждой могилой строилось надмогильное сооружение в форме жилого дома, домовина. Именно отсюда берёт начало обычай (в частности, у старообрядцев) делать над могильным крестом навершие, похожее на двускатную крышу.

В середине первого тысячелетия обряд захоронения погребальных урн сменился захоронением в курганах — «могылах».

После крещения Руси в X веке русские переходят к захоронению умерших в земле в гробах из досок или выдолбленных колодах, которые также получили название домовин.

Ранние обычаи изживались медленно. Только с XII века в славянских деревенских могилах появляются христианские символы (крестики, иконки). Разведение ритуальных костров на кладбищах, символизирующих сожжение трупа, сохранялось кое-где вплоть до XIX века, а вложение в гроб предметов, которые якобы пригодятся покойному на том свете, случается и до сих пор.

Вопросы и ответы

Каков порядок и какие документы нужны для погребения умершего иностранца в России?. Действия работников ЗАГСа при (после) выдачи свидетельства о смерти.

Эксперт:

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку (т.е. необязательно гражданину) после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Если его волеизъявление неизвестно, учету будет подлежать волеизъявление родственников умершего.

Эксперт:

Отрегулированы только вопросы погребения иностранных граждан в местах лишения свободы, но возможно применима аналогия

ПРИКАЗ Минюста РФ от 23-06-2005 93 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПОГРЕБЕНИЯ ЛИЦ УМЕРШИХ В ПЕРИОД ОТБЫВАНИЯ УГОЛОВНОГО наказания

ОСОБЕННОСТИ ПОГРЕБЕНИЯ УМЕРШИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА13. О смерти осужденных и содержащихся под стражей иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших за рубежом, администрация учреждения в течение суток извещает по телеграфу:
— посольства (консульства) государств, представляющие интересы этих граждан на территории Российской Федерации;
— одного из близких родственников, указанного в личном деле, проживающего в Российской Федерации (если таковые имеются).
14. В случае отсутствия на территории Российской Федерации посольства или консульства государства, гражданином которого являлся умерший, извещение о смерти направляется в подразделение специального учета ФСИН России для последующего сообщения компетентному органу такого государства.
15. На иностранного гражданина или лицо без гражданства, проживавшего в Российской Федерации на основании вида на жительство, этот документ (вид на жительство) вместе с копией свидетельства о смерти передается администрацией учреждения в подразделение паспортно-визовой службы территориального органа внутренних дел, где умерший был зарегистрирован.
16. Если тело умершего осужденного, подозреваемого или обвиняемого иностранного гражданина или лица без гражданства не востребовано, погребение осуществляется администрацией учреждения на общих основаниях, установленных для граждан Российской Федерации, умерших в учреждениях территориальных органов ФСИН России. При этом свидетельство о смерти, национальный паспорт, иные документы, удостоверяющие личность умершего, направляются в соответствующее посольство (консульство), а документы, приведенные в п. 3 настоящей инструкции, приобщаются к его личному делу. Личные вещи, деньги и ценности умершего высылаются его родственникам, указанным в личном деле, или в адрес посольства (консульства), квитанция приобщается к личному делу.
17. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом, то применяются правила международного договора (ст. 2 Федерального закона).

Мой близкий родственник, бывший гражданин Росси, а в настоящее время гражданин Германии, умер в Германии.

Могу ли я похоронить его в России?

Эксперт:

По российскому законодательству никаких препятствий для этого нет. Учитывая, что умерший — гражданин Германии и смерть наступила в Германии, то порядок его захоронения также будет регламентироваться немецким законодательством. Если у умершего есть родственники в Германии, тем более родители, дети или супруг, то их волеизъявление относительно похорон будет учтено в первую очередь. Попробуйте обратиться в консульство России в Германии или в консульство Германии в России по данному вопросу.

Эксперт:

Ольга,

Вы можете похоронить гражданина Германии в России.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Эксперт:

Ольга.

В соответствии с ФЗ о погребении и похоронном деле, никаких ограничений по этому поводу не установлено.

Согласен с позицией коллеги по данному вопросу. Волеизъявление ближайших родственников будет иметь решающее значение в данном деле.

С уважением, Олег.

Эксперт:

 Единственное, что вам необходимо будет обеспечить соблюдение всех санитарных норм при перевозке тела в Россию. Возможно потребуется кремация.

Добрый День! Можно ли похоронить человека не по месту прописки?бабушка 82 года в тяжелом состоянии.Прописка город Саратов , фактическое проживание Московская область город Щелково

Эксперт:

По месту фактического проживания же есть временная регистрация наверное.

Ну дело даже не в этом, захоронить можно и в населенном пункте по месту постоянного проживания, никто не в праве Вас обязать везти и совершать захоронение в другой субъект, если Вы этого не желаете.

Согласно требованиям Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» Вы как исполнитель волеизъявления умершего (например, волеизъявление бабушки о захоронении ее именно на таком-то кладбище г.Щелково) имеете право захоронить ее там, где она хочет.

Вот статьи указанного Закона, которые помогут Вам сориентироваться.

Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Статья 18. Общественные кладбища

1. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

2. На общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций.

3. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона. На общественных кладбищах для погребения умерших (погибших), указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, могут создаваться воинские участки.

4. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

Надеюсь, что помог.


Источники

Использованные источники информации.

  • https://traditio.wiki/%d0%9f%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5_%d0%b2_%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9_%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d1%86%d0%b8%d0%b8
  • https://privorogi.ru/magiya/obryad/obryad-pohoron-u-russkih.html
  • https://zagovormaga.ru/obryadyi-i-ritualyi/pohoron-u-russkih.html
  • https://journal.tinkoff.ru/funeral/
  • https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/kak-horonyat-zaklyuchennyh-v-rossii/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий