Как приватизировать придомовую территорию в собственность жителям многоквартирного дома? Какие права и обязанности при этом они получают? Кто обязан содержать территорию в порядке?. Что такое придомовая территория многоквартирного дома. Можно ли ее приватизировать. Порядок оформления. Как использовать территорию после приватизации.

Содержание

Как приватизировать придомовую территорию?

Процесс оформления зависит от некоторых нюансов. Может быть три типа ситуаций относительно этой территории:

  1. дом введён в эксплуатацию до принятия Жилищного Кодекса, и при этом участок вокруг него сформирован.
  2. Дом принят до этого времени, но участок не сформирован.
  3. Здание построено после 2005 года.

Жилищный Кодекс вступил в силу с 1 марта 2005 года.

В первом случае процедура достаточно простая. Нужно провести собрание собственников, посвящённое этому вопросу.

Созвать его имеет право любой владелец квартиры в этом доме.

Чтобы решение имело законную силу, надо, чтобы участвовало такое количество собственников, у которого более половины голосов.

Голоса считаются пропорционально доле в общей собственности, т. е. площади квартир.

Собрание проводит председатель. Решение принимается большинством голосов.

В процессе оформляются такие документы, как:

  • лист регистрации собственников (или их представителей);
  • протокол общего собрания;
  • и т. п.
Если большинство согласно, выбирается представитель. Им в органы местного самоуправления или исполнительной власти направляется заявление с просьбой о приватизации.

В нём необходимо указать:

  1. куда оно подаётся (название органа).
  2. От кого (ФИО, адрес проживания, можно указать и контактный телефон).
  3. Адрес и кадастровый номер квартиры.
  4. Просьбу предоставить в собственность участок, на котором располагается здание.
  5. Список приложений.
  6. Дату.

Заявления составляется в двух экземплярах. Один из них остаётся у собственников (их представителе), на нём нужно поставить отметку о приёме. При отказе в приватизации с ним можно будет обращаться в суд.

Потребуется приложить такие документы:

  • паспорт;
  • технический план участка (можно получить в БТИ);
  • кадастровый план участка;
  • решение общего собрания;
  • план многоквартирного дома.

В течение двух недель после этого должно быть принято решение. О нём письменно извещается заявитель.

  • Скачать образец заявления с просьбой о приватизации земельного участка под МКД
  • Скачать образец протокола собрания собственников МКД о приватизации земельного участка под зданием

Во второй ситуации предварительно придётся определить границы территории. Для этого проводится процедура межевания. Для её проведение придётся пригласить кадастрового инженера.

Эта услуга платная, обойдётся примерно в 15 – 35 тысяч рублей (стоимость зависит от размера и «изломанности» территории, а также от региона и расценок конкретной компании). Затем участок ставится на кадастровый учёт в «Росреестре». И только после этого можно заниматься оформлением в собственность.

Внимание! Во всех случаях приватизация территории бесплатна.

При строительстве новостроек оформлением придомового участка занимается компания-застройщик. Покупающие квартиры приобретают и долю собственности в нём. Это удобнее, но увеличивает стоимость недвижимости.

Процесс оформления участка в собственность

  1. Перед началом процедуры рекомендуется подробно изучить существующие нормативные акты.Основываться можно на законах Федерального Закона от 29 декабря 2004 года, его 6 статье; на статьях 36-44 того же закона. И ещё брать за основу допускается 36 статью, входящую в текст ЖК РФ;
  2. Очень важный второй этап – сбор жильцов на общем собрании. На нём и проводится голосование по данному вопросу.Голосование состоится, если удастся набрать больше половины положительных голосов, включая управляющих. На этом собрании нужно выбрать лицо, на которого оформляется собственность, разобраться со всеми нюансами по оформлению документов;
  3. В землеустроительную организацию обращаются все в качестве собственников квартирных помещений.У каждого субъекта РФ есть отделение данной государственной службы.В заявлении должна быть указана просьба, касающаяся формирования соответствующего участка;
  4. Один из самых важных вопросов, связанных с оформлением – принятие решения. При этом каждый субъект нашей страны отличается своими особенностями процедуры.Лучше всего прибегнуть к помощи профессиональных юристов.Статья 16 в ФЗ от 2004 года, 29 декабря, станет основной опорой;
  5. Регистрация права собственности проходит в порядке, строго установленном законом.Сведения о правах на недвижимое имущество обязательно должны присутствовать в едином реестре;
  6. К заявлению прикладываются документы в полном пакете.
Фото 1

Преимущества и недостатки придомовой территории в собственности

Положительные моменты могут быть следующими:

  • Бесплатное осуществление приватизации;
  • Дополнительная прибыль, которую можно потратить на благоустройство территории, решение других вопросов;
  • Отличная возможность защитить двор от строительства, которое нарушает закон.

Выделить придомовую территорию в общую собственность для жильцов означает получение права распоряжаться этим объектом по своему усмотрению.

Но есть и некоторые негативные стороны процесса:

  • На плечи собственников дома ложится всё, что связано с обслуживанием и ремонтом;
  • Возможно только размещение гаражей для участников и ветеранов ВОВ, спортивных и детских площадок;
  • Не обойтись без уплаты налогов за землю.

Процедура оформления

Обращение придомового надела в частное владение осуществляется на основе правил, установленных Земельным, Жилищным и Градостроительным кодексами. Для этого нужно собрать определенный пакет документации и обратиться с заявлением в соответствующие органы.

Какие документы необходимо предоставить?

Для подачи заявления в орган местного самоуправления потребуется собрать:

  • письменное согласие от всех проживающих в многоквартирном доме (в случае частного домовладения это – согласие от владельцев смежных наделов)
  • протокол общего собрания, проведенного по вопросу приватизации;
  • техпаспорт на дом (хоть многоквартирный, хоть частный);
  • документальное подтверждение собственнических прав проживающих на занимаемые ими помещения;
  • удостоверение личности гражданина, выбранного доверенным лицом для данной процедуры.

Вместе с перечисленными документами подается и заявление об оформлении территории.

Если формирование участка произошло до введения в действие Жилищного кодекса (а именно – до ), то земельный надел переходит в собственность жильцов совершенно бесплатно и безо всякого согласия со стороны органов местного самоуправления.

В какие службы обращаться?

Соответственно статье 69 Земельного кодекса землеустройством занимаются исполнительные органы госвласти и органы местного самоуправления (муниципалитет). Именно туда нужно обратиться для решения вопроса о формировании земельного участка.

После того, как решение принято, по закону требуется регистрирование права на недвижимость, которой является и земельный надел, в Росреестре. Таким образом, данные заносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Как используется земля при доме

Владельцы квартир в данном строении могут пользоваться землей по-разному, но с учетом некоторых правил:

  • нельзя ограничивать доступ к ней каким-либо образом для других лиц;
  • не допускается создавать препятствия для работников УК или иных служб, занимающихся обслуживанием или монтажом инженерных коммуникаций или обустройством территории;

Как правильно организовать ограждение придомовой территории? Читайте по ссылке.

  • часть земли может предоставляться в аренду;
  • разрешается располагать на ней рекламные щиты или делать платную автостоянку;
  • получаемые от разных действий средства используются исключительно для общедомовых нужд;
  • все вопросы относительно использования земли должны решаться совместно собственниками, для чего проводится собрание жильцов;
  • полученная прибыль тратится после принятия коллективного решения, а для этого в голосовании обязана участвовать как минимум половина собственников.

Таким образом, владельцы квартир в доме имеют возможность самостоятельно распоряжаться данным имуществом.

Как определяются права на территорию

Данная земля изначально принадлежит всем жильцам в равной мере, но допускается оформить небольшой участок в собственность.

Для этого создается ОСМД, представленное юрлицом, сформированным собственниками квартир для эффективного управления имуществом.

Как создать ТСЖ? Пошаговая инструкция тут.

Перевести территорию в ОСМД допускается последовательными действиями:

  • на общем собрании принимается соответствующее решение, для чего составляется акт;
  • формируется и передается заявление в администрацию;
  • получаются документы на землю в Росреестре и БТИ, причем к ним относится выписка из ЕГРН, технический паспорт и план;
  • определяется размер территории работниками землеустроительной организации;
  • принимается решение городским советом, на основании которого земля передается владельцам квартир;
  • формируется акт и регистрируется право собственности на территорию.
Важно! Если жильцы дома станут собственниками земли, то они самостоятельно решают, что на ней будет установлено и какие работы будут проводиться, поэтому без их ведома никакие действия не могут быть совершены.
Фото 2

В соответствии с п. 3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с п. 3 статьи Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту - ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от № 12-п "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.

«…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».

В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

О придомовой территории

Фото 4

Постановка на кадастровый учёт, прохождение процедуры межевания – обязательное требование для всех земельных участков, в том числе и для территорий, которые прилегают к многоквартирным домам. Но до сих пор этот процесс не завершился, и идёт он очень медленно.

Но «по определению» собственникам помещений многоквартирного дома придомовая земля не подлежит. Необходимо пройти через процедуру оформления прав должным образом. Только в этом случае участки получают свои уникальные номера и ставятся на кадастровый учёт. Отдельные специалисты отвечают за определение точных границ.

Главное – требовать формирования придомовой территории, а не выделения определённого участка.

Количество квартир и этажность дома – вот самые главные факторы для определения общей придомовой территории. Текст 36 статьи Земельного Кодекса РФ прямо говорит об этом.
Фото 4

Таким образом, неважно, сформирован земельный участок придомовой территории или нет, собственники обязаны его содержать.

Таким образом, неважно, сформирован земельный участок придомовой территории или нет, собственники обязаны его содержать.

Ну, а по вопросам оформления права собственности на придомовую территорию согласно закону о регистрации недвижимости, будем надеяться, что на законодательном уровне будет разрешены все спорные моменты, указанные в настоящей статье. Или, как чаще всего происходит в нашей стране, суды, после обращения за разрешением спорных ситуаций наиболее продвинутых собственников и управляющих организаций, сформируют судебную практику, которая впоследствии будет внесена в нормативно-правовые акты Российской Федерации.

С уважением, Ильмира Носик

Разница в правах и обязанностях до и после приватизации

Права и обязанности зависят от права собственности. Пока земля находится в муниципальной собственности, у жильцов ограничены возможности ей распоряжаться. В частности:

  1. Они не могут повлиять, то есть запретить, строительство рядом новых домов, магазинов или других зданий. Соответственно, уменьшается площадь, которую можно использовать для отдыха и других полезных целей. Возможен шум, скопления посторонних людей и т. д.
  2. Нет возможности запрета и прокладки инженерных коммуникаций, строительства дорог.
  3. Ремонт и благоустройство проводятся не так, как хотелось бы проживающим рядом, а в соответствии с планами местных властей.
  4. Сложнее контролировать качество уборки и затрат на неё.

С другой стороны, жильцы в таком случае несут меньше ответственности.

За реконструкцию, своевременную уборку, состояние земли, построек и зелёных насаждений отвечает муниципалитет. Он должен продумывать, выделять средства, контролировать качество исполнения и т. п.

Как обозначить границы

Фото 6
Как обозначить границы

За определение точных границ придомовой территории отвечают специалисты, кадастровые инженеры. Минимальная его величина равняется площади, которую занимает сам дом. Как правило, после сдачи дома в эксплуатацию в технических документах прописываются ее размеры. Но если таковых не установлено, тогда следует обратиться в муниципалитет, в орган управления городским имуществом для определения границ.

Все необходимые данные находятся в документации по кадастровому учету. Если же их нет, тогда используется технический паспорт. При межевании земли под многоквартирным домом учитывается фундамент и общая площадь подвалов, так как она является неотделимой частью самого здания и также входит в общедолевую собственность владельцев квартир. Шаблоны границ участка формируются на основании утвержденного собранием жильцов проекта межевания.

До тех пор, пока территория не стоит на кадастровом учете, она остается во владении государства. А значит прежде, чем приступать непосредственно к приватизации, необходимо совершить два действия:

  • провести межевание многоквартирного дома;
  • встать на учет.

После этого можно приватизировать придомовую территорию, после чего владельцы жилья получат право распоряжаться ей по собственному усмотрению.

ВАЖНО! Несмотря на то, что придомовая территория имеет меньшую площадь, чем определяют нормативные акты, но увеличить ее не представляется возможным, ее границы устанавливаются по факту.

Использование земельного участка при доме

Есть текст Правил по содержанию имущества в домах с большим количеством квартир, там подробно говорится о том, из чего состоит придомовая территория любого объекта:

  • Это любые объекты, без которых нормальная эксплуатация дома становится невозможной;
  • Тепловые пункты;
  • Трансформаторные подстанции;
  • Пожарные проезды;
  • Коллективные автостоянки и сушилки для белья;
  • Площадки для отдыха детей, занятий спортом;
  • Элементы, участвующие в благоустройстве и озеленении;
  • Участок земли с возведённым строением.

Собственники не имеют права ограничить доступ к земле, расположенной вокруг дома.

Возможно лишь оборудование платной стоянки, размещение рекламных щитов, передача части площади в аренду.

Деньги от этих действий можно использовать на общедомовые нужды.

Только на общем собрании жильцы могут решить, для чего именно будет использоваться тот или иной объект.

Основное и самое распространённое назначение – установка ограждающих столбиков, обустройство парковок, высадка деревьев, строительство развлекательных площадок.

Полученная прибыль тоже должна распределяться коллективно.

Однако от содержания земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и придомовая территория собственники не могут быть освобождены по причине того, что его границы не сформированы. На собственниках помещений МКД в любом случае лежат указанные обязательства, что подтверждается также и судебной практикой.

Однако от содержания земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и придомовая территория собственники не могут быть освобождены по причине того, что его границы не сформированы. На собственниках помещений МКД в любом случае лежат указанные обязательства, что подтверждается также и судебной практикой.

Апелляционное определение по делу № 33-1328/2015 от 03 апреля 2015 года Верховного суда республики Карелия: «…Дав оценку доводу ответчика Д. B.C. и его представителя о том, что земельный участок под домом не сформирован, в связи, с чем оснований по оплате оказанных ООО "(...)" услуг по уборке земельного участка (придомовой территории) не имеется, суд первой инстанции обоснованно его не принял.

Согласно подпункту "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Подпунктом "г" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда РФ, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. № 12-П, и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010г. № 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом».

Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-3428/2013 от 01 октября 2013 года: «…Анализируя нормы ст. 36, 39 ЖК РФ, а также положения заключенного договора управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.

Собственники помещений в многоквартирном доме приобретают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с момента государственной регистрации права собственности на помещения.

В том случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично – правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Такое разъяснение правовых норм дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Суд первой инстанции правильно указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории.

Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие доказательств невыполнения ответчиком работ по уборке территории, суд первой инстанции правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных ею требований о возврате денежных средств, оплаченных за работы по уборке придомовой территории».

Вопросы и ответы

Как оформить в собственность придомовую территорию МКД после 1 марта 2015 года?

Эксперт:

Виталий!

В этой части законодательство не менялось. По прежнему, земельный участок под многоквартирным домом становится собственностью владельцев помещений с момента постановки на кадастровый учет. Во многих городах уже сейчас муниципалитеты ставят участки на кадастровый учет. В некоторых участки стоят на учете, как ранее учтенные.

Вы можете запросить информацию в кадастровой палате вашего региона об участке под вашим домом.

С чего начать и какие подводные камни могут вылезти?

Как высчитывается придомовая территория? Могут ли какие либо факторы повлиять на положительное решение?

Эксперт:

Вадим!

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»

3.В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества,не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицовправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

4. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

5. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. N 12-П«По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона „О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“, частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова»

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и
пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67).

4.3. Таким образом, положение части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных статьями 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 Конституции Российской Федерации.
Это означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Признать часть 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36.

3. Впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Из всего вышесказанного следует, что любой собственник помещения под МКД, либо уполномоченное общим собранием лицо, вправе обратиться в орган муниципальной власти с заявлением о формировании земельного участка под МКД. Кадастровые работы должны быть произведены за счет муниципального образования.

Эксперт:

Вадим, здравсвуйте.

Придомовая территория: участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома — детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п. «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»(утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605)

Согласно п. 4 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Решение вопроса об оформлении земельного участка в собственность, необходимо решать на общем собрании, на повестку дня необходимо при прочих равных выбрать уполномоченного представителя собственников МКД, который будет представлять интерсы собственников в органах по вопросу оформления в собственность земельного участка.

Деалее обращаетесь в администрацию города, или района в городе по месту нахождения земельного участка, с заявлением о выделении в собственность земельного участка.

если у земельного участка границы уже определены, то будет все намного проще, если же нет, то необходимо заказывать межевой план, далее ставите земельный участок на государственный кадастровый учет (присваивается кадастровый номер).

После подаете документы в Управление Росреестра, для оформления права общей долевой собственности на земельный участокс приложением следующих документов:

1. Заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, или решение общего собрания собственников помещений о наделении представителя полномочиями для государственной регистрации прав всех собственников помещений на общее имущество в многоквартирном доме.
3. Документы, подтверждающие уплату госпошлины. Размер госпошлины за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме составляет 200 руб. (пп. 23 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
4. Документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
6. Решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
7. Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до 31.01.1998 (если на момент представления документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости помещений в многоквартирном доме в ЕГРП отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав указанных собственников).

Источники

Использованные источники информации.

  • http://svoe.guru/mnogokvartirnye-doma/pridomovaya-territoriya/ispolzovanie/privatizatsiya-v-mnogokvartirnom-dome.html
  • http://prokvartiru.com/privatizatsiya/oformlenie-pridomovoj-territorii-v-sobstvennostj
  • https://urmetr.com/kvartira/pridomovaya-territoriya/zakonodatelnye-aspekty-oformleniya-pridomovoj-territorii
  • http://pronovostroyku.ru/yuridicheskie-voprosy/pridomovaya-territoriya/sobstvennost-pridomovoj-territorii.html
  • https://www.burmistr.ru/blog/obshchee-imushchestvo-mkd/zemelnyy-uchastok-pod-mkd-i-pridomovaya-territoriya-slozhnosti-pravovogo-regulirovaniya/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/59dce336a815f198eb6a6e3f/5a7abc59ad0f22113d3f84e1
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий