Порядок оформления в собственность заброшенного земельного участка. Документы для оформления в собственность заброшенного участка. Какой участок признается заброшенным? Положения законодательства. Кто признает территорию бесхозной? Могут ли наложить штраф?

Как оформить заброшенный участок в собственность по приобретательной давности

Если действия, направленные на поиск собственника участка, не увенчались успехом, то на этот случай действующим законодательством предусмотрена особая процедура по возможности приобретения участка.

Право собственности на бесхозный участок можно получить в силу, так называемой, приобретательной давности. Это основание покупки участка предусматривает тот факт, что земельный участок обрабатывался претендентом на его приобретение длительный период времени (более 15 лет).

И за эти годы никто из законных владельцев не заявил о своих правах. Таким образом, у добросовестного пользователя участка появляется возможность узаконить свои права на землю. Основным условием подобного приобретения является непрерывный уход за земельным участком на протяжении не менее 15 лет.

Немаловажным фактором при этом определяется открытость использования земельного участка, этот факт не должен ни от кого скрываться.

Как оформить землю в собственность?

Как приобрести в собственность бесхозный земельный участок, читайте тут.

Как оформить самозахват земельного участка в собственность, читайте по ссылке: 

Порядок оформления в собственность заброшенного земельного участка

Скачать образец договора аренды земельного участка можно здесь

О том, что вы хотите стать хозяином бесхозного земельного участка сообщите в орган муниципальной власти. К заявлению приложите выписку из Росреестра, подтверждающую отсутствие законных владельцев земли. После того как земельный участок будет признан бесхозным, муниципалитет должен провести работу по постановке данного участка на учет в кадастровой службе.

Затем необходимо подождать год, прежде чем начать процесс оформления прав на земельный участок, чтобы дать возможность законным владельцам заявить о своих правах на землю.

Скачать образец заявления о выкупе земельного участка из аренды можно здесь

По истечении 12 месяцев местная администрация подает ходатайство в суд с просьбой признать участок бесхозным и передать его во владение уполномоченному государственному органу. В дальнейшем у муниципалитета есть право выставить участок на аукцион, предоставив победителю право взять землю в аренду.

Затем в процессе добросовестного исполнения арендных обязательств подайте в муниципалитет заявление о возможности выкупа земельного участка без проведения торгов. Законодательством на рассмотрение подобных обращений дается срок не более месяца.

Направляйте в администрацию заявление о выкупе земли до истечения срока договора аренды. В противном случае участок будет реализован через торги.

После получения ответа от уполномоченного органа власти о предварительном разрешении на выкуп участка, инициируйте процедуру межевания земли. С этой целью заключите договор с землеустроительной организацией имеющей разрешение на осуществление подобных работ.

Скачать образец заявления на выполнение работ по межеванию земельного участка можно здесь

Следующим этапом в оформлении земельного участка будет согласование границ с владельцами соседних территорий. Достигнутые договоренности оформите официальным соглашением с соседями и передайте данный документ инженеру геодезической компании. Итогом процедуры разграничения земель будет выдача заявителю плана межевания.

По результатам проведения межевых работ поставьте земельный участок на учет в кадастровой службе.

Постановка на кадастровой учет и регистрация права собственности могут осуществляться параллельно на основании заявления.

Заявление о предоставлении земельного участка в собственность

Скачать образец заявления о предоставлении земельного участка в собственность можно здесь

Заполняя бланк заявления, в обязательном порядке укажите следующую информацию:

  • название уполномоченного органа, в компетенцию которого входит регистрация права собственности на недвижимость;
  • технические характеристики земельного участка (месторасположение, номер участка по кадастровому учету и т. д.);
  • собственноручная подпись и дата заполнения заявления;
  • перечень документов, являющихся приложением к заявлению.

Как правило, регистрационные действия проводятся в срок не позднее 20 дней.

Оформление земли в собственность после наследования

Закон отводит 6-ти месячный срок со дня смерти наследодателя, для того, что бы все его наследники могли заявить о принятии наследства. Для этого нужно обратиться к нотариусу, написать заявление о принятии земельного участка, нотариус откроет наследственное дело и выдаст доверенность на сбор следующих документов:

  • В Кадастровой палате: кадастровый паспорт с кадастровой стоимостью участка на день смерти наследодателя (1 экземпляр для нотариуса, плюс необходимое количество экземпляров для наследников); выписку из земельного кадастра; справку об отсутствии объектов недвижимости на участке земли;
  • Выписку из Роснедвижимости для оформления наследства;
  • Выписку формы №3 из ЕГРП на наследодателя;
  • Сделать рыночную оценку земли в любой лицензированной организации. Предоставить договор с этой организацией и справку о рыночной оценке;
  • Справку о месте регистрации наследодателя. Получается в паспортном столе;
  • Документ, подтверждающий ваше право на наследство (о родственной связи);
  • Если наследование осуществляется по завещанию – завещание с отметкой нотариуса о месте его оформления;
  • Если сам наследодатель получал участок в результате наследования или дарения – справка из налоговой;
  • Если земля отведена под дачный участок, нужен Устав дачного или иного кооператива, к которому она относится. В таком случае, необходима справка из ЕГРЮЛ об этом кооперативе. Можно взять в налоговой, по месту нахождения земельного участка.

По прошествии 6-ти месяцев, получить у нотариуса свидетельство о наследовании и провести государственную регистрацию права собственности на земельный участок в Росреестре, для этого подать следующие документы:

  • Документ, подтверждающий личность;
  • Кадастровый паспорт;
  • Свидетельство от нотариуса;
  • Свидетельство о смерти.
  • Квитанцию об оплате госпошлины в размере 2000 рублей.

Сотрудник Росреестра назначит срок, когда вы должны будете забрать свидетельство о праве собственности на земельный участок.

Признание права муниципальной собственности на бесхозяйные земельные участки

Фото 2

Поляков Д.С., аспирант Московской государственной юридической академии.

В современной правовой науке вопрос о возможности признания бесхозяйным такой разновидности имущества, как земельные участки, стал предметом множества публикаций и теоретических изысканий.

До принятия действующего Земельного кодекса в отечественной юридической науке не существовало единого мнения относительно возможности применения к земельным участкам режима бесхозяйного имущества и, как следствие, — возможности приобретения муниципальным образованием права собственности на такие земельные участки.

Многие авторы утверждали, что к земле такой режим не может быть применен, так как, согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса, земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью <1>. Согласно указанному мнению делался вывод, что в Российской Федерации не существует бесхозяйной земли <2>. Однако справедливым представляется мнение, высказанное Н.В. Карловой, в соответствии с которым указанная норма дает лишь определение государственных земель и не является основанием возникновения права государственной собственности на землю <3>. Пункт 2 ст. 214 ГК РФ лишь констатирует, что на момент принятия Гражданского кодекса РФ в государственной собственности находятся земельные участки, не переданные в собственность граждан, юридических лиц и муниципальных образований.

<1> Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. М., 2000. С. 562. См. также: Сборник статей памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998. С. 285.
<2> См.: Козырь О.М. Недвижимость в новом Гражданском кодексе России: Проблемы. Теория. Практика / Под ред. А.Л. Маковского. М.: Исследовательский центр частного права. М., 1998. С. 285.
<3> См.: Карлова Н.В. Возникновение, изменение и прекращение прав на землю в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 99.

С момента вступления в силу Земельного кодекса РФ было установлено, что при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством <4>.

<4> См.: ст. 53 ЗК РФ.

Также, согласно ст. 25, ЗК РФ признает возможность возникновения прав на земельные участки по основаниям, предусмотренным Гражданским законодательством. Таким образом, Земельный кодекс в настоящее время дает все основания применять ст. 225 ГК РФ к возникновению права собственности на бесхозяйные земельные участки.

Итак, ст. 225 ГК РФ предусматривает три основания признания вещи бесхозяйной. В первом случае бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, во втором — вещь, собственник которой не известен, и в третьем — вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.

Также невозможны и случаи, когда собственник имущества был бы неизвестен, поскольку если право на земельный участок когда-либо возникло, то оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке, а если право не зарегистрировано, то оно не могло возникнуть.

Таким образом, Земельный кодекс РФ предусмотрел лишь одно из названных в ст. 225 ГК РФ оснований признания земельного участка бесхозяйным — отказ собственника от прав на земельный участок <5>. Необходимо отметить, что таким собственником может выступать лишь физическое или юридическое лицо, так как законодательством не предусмотрена возможность отказа от права собственности на землю публичными образованиями.

<5> См.: ст. 53 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса отказ гражданина или юридического лица от права собственности на принадлежащий ему земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этого участка до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно ст. 43 ЗК РФ отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, таких как:

  • использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • сохранение межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством;
  • осуществление мероприятий по охране земель, соблюдение порядка пользования лесами, водными и другими природными объектами;
  • своевременное начало использования земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
  • своевременное внесение платежей за землю;
  • соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;
  • иные обязанности, предусмотренные законом.

Однако надлежащее выполнение собственником всего комплекса возложенных на него обязанностей, особенно в отношении земель сельскохозяйственного назначения, является достаточно обременительным для собственника, заявившего об отказе от своего права на земельный участок, тем более что мотивом отказа чаще всего является именно непосильность бремени содержания земельного участка для конкретного собственника.

В этой связи на практике имеют место случаи, когда собственник или владелец земли отказывается от прав на нее не посредством подачи соответствующего заявления в уполномоченные органы власти, а именно устраняясь от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Таким образом, создается ситуация, когда юридически собственник у таких земель есть, но фактически земли являются брошенными, бесхозяйными.

В соответствии с действующим законодательством данная ситуация имеет два варианта развития: либо эти земли могут быть приобретены в собственность на основании приобретательной давности, либо должны быть принудительно изъяты как не используемые по назначению на основании ст. 284 ГК РФ.

Для применения первого варианта необходимо наличие лица, которое бы добросовестно, открыто, непрерывно владело земельным участком как своим собственным в течение установленного законом срока.

Второй вариант распространяется лишь на земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства или жилищного или иного строительства и не используемые по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование). Кроме того, ст. 286 ГК РФ, закрепляющая порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, предусматривает обязательное заблаговременное предупреждение собственника участка о допущенных нарушениях. А для этого необходимо установить его местонахождение, что зачастую сделать затруднительно или невозможно, поскольку местонахождение собственника может быть неизвестно. Кроме того, в соответствии со ст. 286 Гражданского кодекса РФ собственник участка должен изъявить свое согласие с решением об изъятии земельного участка. В противном случае возникший спор подлежит передаче на рассмотрение в суд. Если же местонахождение собственника неизвестно, то привлечь его в качестве ответчика в судебное заседание, надлежащим образом известив о месте и времени его проведения, будет также невозможно. Согласно п. 2 ст. 364 Гражданского процессуального кодекса РФ такой факт является безусловным основанием к отмене судебного решения. Таким образом, неиспользуемый земельный участок выбывает из оборота, поскольку собственнику он не нужен, а государство или муниципалитет не имеют правовых оснований изъять такой участок, не извещая об этом его собственника.

Итак, с установлением того, что земельный участок является бесхозяйным, на основании ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ такой участок может быть приобретен в муниципальную собственность.

Согласно нормам вышеуказанной статьи бесхозяйный земельный участок принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.

Порядок постановки на учет бесхозяйных земельных участков регулируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (далее — Положение) <6>. Согласно п. 5 Положения к заявлению уполномоченного органа местного самоуправления должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

<6> Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (ред. от 12 ноября 2004 г.) "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

В дальнейшем, по истечении года со дня постановки такого участка на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такой бесхозяйный земельный участок.

Необходимо отметить, что речь здесь идет именно о праве, а не обязанности органа местного самоуправления заявить о намерении приобрести земельный участок в муниципальную собственность. Это право может быть либо реализовано муниципалитетом, либо приобретение такого земельного участка в собственность может быть признано нецелесообразным.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство не содержит норм, согласно которым муниципальные образования приобретали бы право собственности или иные права на земельные участки, находящиеся на их территории, автоматически после признания таких участков бесхозяйными.

Кроме того, рассматриваемые судом дела о признании имущества бесхозяйным и признании права муниципальной собственности на такое имущество имеют ряд особенностей, в том числе направленность действий суда на обнаружение отсутствующего собственника (лица, обладающего иным правом на вещь) с целью предоставления ему возможности заявить о своем праве, а в случае неявки — создание предположения об утрате им права собственности и признание права за заявителем <7>.

<7> Минаева А.А. Правоотношение собственности как основной и обязательный элемент правового режима земельного участка // Экологическое право. 2005. N 6.

Указанным целям служит и публичное оповещение о переводе бесхозяйного имущества в муниципальную собственность, предусматриваемое нормативными актами органов местного самоуправления. Представляется, что такое оповещение должно осуществляться путем публикаций в местных СМИ с целью информирования наиболее широкого круга лиц.

Учитывая вышеизложенное, к периоду времени, в течение которого земельный участок фактически не использовался собственником, добавляется срок, необходимый для признания земельного участка бесхозяйным, а также время, затрачиваемое на обращения в регистрационные и судебные органы, необходимое указанным органам для рассмотрения данного вопроса и принятия соответствующего мотивированного решения.

Таким образом, земельный участок фактически не используется и выбывает из хозяйственного оборота на длительный срок, а также не получает должной охраны в качестве природного ресурса, что никак нельзя признать соответствующим основным принципам земельного права и интересам муниципального сообщества.

Как было отмечено на заседании Государственной Думы, посвященном обсуждению хода реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и готовности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к работе в осенне-зимний период 2006 — 2007 гг., наличие на территории муниципальных образований бесхозных земель и необходимость проведения работ по закреплению их в пользовании или в собственности являются одной из причин уменьшения поступлений от земельного налога в местные бюджеты <8>.

<8> См.: Стенограмма заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 октября 2006 г.

Оформление бесхозной земли в силу приобретательной давности

Фото 3

Одним из способов приобретения права собственности бесхозными объектами недвижимости является его получение за счет приобретательной давности.

Приобретательной давностью называется тот факт, по которому лицо, не являющееся владельцем имущественного объекта, но ответственно, добросовестно и постоянно владеющее чужим недвижимым объектом как своим на протяжении пятнадцати лет, приобретает право владения имуществом.

Право владения недвижимостью, которое подлежит государственной регистрации, вступает в действие в отношении лица, который приобрел данный имущественный объект по условиям приобретательной давности, со времени регистрации.

Необходимо отметить, что исчисление срока приобретательной давности касательно имущества, которое находится у лица, из владения которого они потенциально могли быть истребованы (согласно статьям 301 и 305 Гражданского кодекса), стартует не раньше окончания срока исковой давности относительно соответствующих требований.

Таким образом, вы вправе обратиться в судебную инстанцию с целью приобретения во владение бесхозяйного участка земли в силу приобретательной давности, не раньше чем через восемнадцать лет добросовестной эксплуатации.

Как оформить в собственность заброшенный земельный участок?

Фото 4

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации(Глава 14),бесхозяйной является вещь,которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен,либо вещь,от права собственности на которую собственник отказался. В то же время,отказ от собственности сам по себе не влечёт прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до тех пор,пока право собственности на него не приобретено другим лицом ст. 236 ГК РФ(Глава 15).

Приобретение права собственности на бесхозяйное имущество относится к первоначальному способу приобретения права собственности,что подтверждается ст. 218 ГК РФ(Глава 14).

Дела о признании имущества бесхозяйным рассматриваются судом в порядке особого производства.Прежде чем муниципальный орган(а именно,комитет по управлению имуществом КУИ)обратится в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь,она должна быть принята на учёт органом,который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество.Т.е.другими словами участок нужно поставить на кадастровый учет.

Постановка на кадастровый учёт осуществляется по заявлению органов местного самоуправления,на территории которого эта вещь находится.Если в течении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт никто не заявит о своих правах на неё,то только тогда соответствующий комитет по управлению имуществом может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на данную вещь.

При приёме заявления судья должен проверить,были ли приняты заявителем меры по постановке бесхозяйной вещи на учёт,как того требует ст. 225 ГК РФ(Глава 14).Если доказательств постановки бесхозяйной недвижимости на учёт не имеется или со дня её постановки на учёт не истек годичный срок,судья в соответствии со ст. 129 ГК РФ (Глава 6) отказывает в принятии заявления.

Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно содержать точное указание на то, какая именно недвижимость подлежит признанию бесхозяйной,кем и каким образом она выявлена,когда поставлена на учёт в качестве бесхозяйной и что у данной недвижимой вещи не имеется собственника либо он неизвестен.

КУИ,обращаясь в суд с заявлением о признании прав муниципальной собственности на бесхозный участок должен привести доказательства,которые подтверждали бы невозможность установления собственника земли,либо свидетельствовали бы об оставлении этого участка собственником без намерения сохранить на неё право собственности. В качестве таких доказательств могут выступать акты описи бесхозного участка,составленные при его выявлении,акты постановки на учёт в качестве бесхозяйной вещи,иные письменные и другие доказательства.

После принятия заявления судья начинает подготовку дела,к судебному разбирательству.
В ходе подготовки дела о признании права муниципальной собственности на бесхозный участок судья принимает меры по установлению собственника предполагаемой бесхозяйной вещи.С этой целью в суд вызываются лица,которые могут дать сведения о принадлежности данной недвижимости(собственник,фактический владелец и др.).

Если во время подготовки дела к судебному разбирательству будет обнаружено лицо,считающее себя собственником предполагаемой бесхозяйной вещи,то в соответствии со ст. 246 ГК РФ (Глава 16) судья оставляет заявление без рассмотрения.

На этом процедура и заканчивается.Если все хорошо,то суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на бесхозную землю.

Теги: бесхозный участок, оформление земли, порядок действий.

Почти в каждом поселении есть владельцы участков, которые специально или случайно "прихватизировали" несколько соседних квадратных метров на первый взгляд ничейной земли. Это может быть окруженный другими участками «островок» без возможности подъезда или земля в тупиковом проезде, которую нужно спасти от захламления. Часто самовольный захват территории скорее оптимизирует использование земли, чем мешает кому-нибудь. Но дело в том, что ничейной земли не бывает, и если это не участок соседа, то земля в государственной собственности. Поэтому любое самовольное использование соседнего участка и все постройки на нем являются незаконными, а их хозяева рискуют рано или поздно получить предписания освободить захваченную землю и снести самострой.

В этом году захватчики дополнительных метров получат возможность оформить эту землю в собственность. 1 марта 2015 года вступает в силу Федеральный закон N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ". В нем подробно описаны условия оформления прирезки к участку. На юридическом языке прирезка участка называется "перераспределение земельных участков".

Оформить прирезку земли смогут частные лица, владельцы земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), огородничества, садоводства, дачного хозяйства (СНТ, ДНТ), индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Остальные случаи оформления прирезок — для нужд застройщиков и юридических лиц, можно посмотреть тут.

Для оформления прирезки земли гражданину понадобится схема расположения земельного участка. Согласно закону, ее может изготовить как сам владелец (если у него есть достаточно профессиональных компетенций), так и кадастровый инженер на заказ. Размер прирезки земли не безграничен и четко регулируется законом: площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. В правилах землепользования и застройки территории для каждой градостроительной зоны указаны максимальные размеры земельных участков. Общая площадь – старый участок плюс прирезка – в сумме не должны превышать этот максимальный размер. И, конечно, «прирезка» не может быть землей соседа или территорией общего пользования, не может выходить за пределы красных линий, быть в другой градостроительной зоне. Как правило, это кусочки, которые никем не используются, находятся в тупике или окружены со всех сторон без возможности подъезда. Например (синим цветом на рисунке обозначена возможная прирезка к участку) :

В случае, когда оформление прирезки проводится в целях исправления изломанных границ участков и в этом процессе задействованы соседние участки, оформление происходит на основе проекта межевания территории (это уже более сложный документ, который затрагивает несколько участков и его нужно утверждать на публичных слушаньях). При таком перераспределении участки тоже могут увеличиться не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Новые границы оформляются на основе утвержденного проекта межевания территории. Например:

Как узаконить прирезку к участку

Собственник земельного участка должен обратиться в орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными землями. Нужно подать заявление о перераспределении земельных участков и приложить необходимые документы, в том числе схему расположения земельного участка в том случае, если отсутствует утвержденный на публичных слушаньях проект межевания территории.

Схему расположения земельного участка должен сделать профессиональный кадастровый инженер на основе геодезической съемки. Это увеличит шансы на то, что участок будет предоставлен именно в той конфигурации и размере, который вам нужен, так как кадастровый инженер сразу учитывает все нюансы: размер нового участка — чтобы он соответствовал нормам, сведенья ГКН о правах на предполагаемую "прирезку", в какой градостроительной зоне она находится, не заходит ли за красные линии и пр.

Если заявление заполнено не в соответствии с требованиями, приложены не все документы или само заявление сдано не в тот уполномоченный орган, то в течение десяти дней с момента подачи его вернут обратно с указанием причины возврата. Если все сделано верно, то в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления уполномоченный орган должен дать один из ответов:
— принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направить это решение с приложением указанной схемы заявителю;
— направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
— принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, решение должно быть обоснованным, с указанием причины.

В законе указано более 10 причин для отказа. Поэтому перед подачей заявления желательно проконсультироваться у кадастровых инженеров и узнать ваши шансы на узаконивание прирезки. Например, к вашему участку прилегает земля в муниципальной собственности, она никем не используется уже много лет, но в процессе оформления выясняется, что под ней проходит газопровод высокого давления. Согласно Земельному кодексу, вы не можете использовать такую землю по назначению, а, значит, это станет основанием для отказа. Конечно, кадастровый инженер сможет предсказать возможные причины отказа в рамках своей компетенции. Но есть информация, которой владеет только уполномоченный орган. Например, если в соответствии с планом развития территории эта земля предназначается под застройку, застройщик уже выиграл аукцион и сейчас идет процесс оформления, то никто другой уже не может на нее претендовать в качестве прирезок для своих участков.

Вопросы и ответы

У нас в садоводческом кооперативе есть бесхозные участки уже 24 года налоги не платятся, взносы и освещение, заросшие пожароопасные участки.

Проблема в том, как быть с ними, как признать их бесхозными официально? Со слов председателя, по суду их отнимают после уведомления через 10-8 лет. Два участка уже отсужены, но в пользу не нашу(кооператива), а к администрации по земельным делам Калужской области. Разъясните наши права для администрации.

Эксперт:

Людмила!

В соответствии со ст. 255 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, скорее всего два таких участка, о которых Вы пишите, перешли в муниципальную собственность.

Что касается приобретения права собственности на такой участок, то ст. 234 ГК РФ предусмотрен порядок приобретения права собственности в силу приобретательской давности.

Ст. 234 ГК РФ:

Лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

Таким образом, приобрести право собственности на такой участок возможно по истечении 18 лет открытого владения участком (15 лет + 3 года исковой давности) путем подачи искового заявления в суд о признании права собственности на садовый участок в силу приобретательской давности. Как видите, времени потребуется много, если речь вести о праве собственности. При этом Вы должны будете доказать, что владели таким участком добросовестно, открыто и непрерывно втечение 15 лет, т.е. ухаживали за ним, несли все необходимые расходы и т.п. При этом нет гарантии, что не появится собственник участка или его правопреемники. В любом случае для начала выясните, кто собственник и есть ли он вообще. Если нет и участок на учете, т.е. ему присвоен кадастровый номер, то можете обратиться в местную администрацию с заявлением о передаче Вам такого участка в пользование (бессрочное или аренду), возможно и в собственность, все зависит от заинтересованности администраиции. Если собственника нет или его установить невозможно, но участок не поставлен на учет в кадастре, то можете начинать владеть, а дальше — как указано выше, через суд признавать право собственности. Вывод: выясните — что с участком, что о нем известно, а дальше решайте, как поступить. 
Эксперт:

 

Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо  некоммерческие партнерства создаются гражданами для реализации прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав (ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). К  слову сказать, этот закон применяется ко всем таким некоммерческим юридическим лицам, созданным ранее. Такие юридические лица прав на участки членов не имеют, они могут получать в собственность недвижимое имущество, приобретенное за счет взносов членов в специальный фонд (ст. 4 того же закона), кроме того, по смыслу той же статьи, юрлица в форме дачного потребительского кооператива, могут иметь в собственности только имущество полученное в качестве оплаты паевых взносов. 

Участки граждане получают не от дачного кооператива, а от органов местного самоуправления (ст. 13). Вправе распоряжаться ими как им угодно (пп. 5 п. 1 ст. 19 закона). В то же время член несет обязанности по содержанию участка, оплате взносов. Кооператив вправе обязать через суд члена заброшенного участка исполнить эти обязанности, взыскать задолженность, а в исполнительном производстве, соответственно обратить взыскание на земельный участок.

В то же время, оставление участка — распоряжение собственностью. 

В соответствие со ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.  

Кроме того, право собственности на участок можно получить по правилам приобретательной давности, установленным ст. 234 ГК РФ через суд, однако, необходимо, чтобы давностный приобретатель владел имуществом 15 лет как своим собственным (оплачивал все необходимые расходы), владел добросовестно, то есть, не мог или не должен знать об наличии у такого участка собственника. 

Так как участки заброшены, расходы по ним кооператив не оплачивал, не содержал их как собственник, кооператив знает кто собственник, приобрести только по тому основанию, что бросившие их собственники имеют отношение к кооперативу нельзя. Тем более, участки приватизированы, а значит собственность на них приобретена после 2006 года. Принуждайте собственников к исполнению их обязанностей через суд. До суда отправьте по последним известным адресам соответствующие письменные требования (хотя не обязательно), вполне может быть, что собственники сами откажутся от участков в Вашу пользу.

Эксперт:

Для начала вам необходимо узнать в Росреестре кому принадлежат на праве собственности эти участки — администрации поселения (муниципальная собственность) или частная собственность (сведения в Росреестре можно получить, уплатив госпошлину 200 р.).  Поскольку длительное время эти участки никем не использовались возможно они уже перешли в муниципальную собственность. Тогда судьбу этих участков необходимо решать в администрации поселения.

Если же участки по прежнему находятся в частной собственности, то в соответствии со статьёй 44 ЗК РФ, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам (продажа, дарение и.т.п.), отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Не исключено, что собственник может отказаться от права на земельный участок, в соответствии со статьёй 53 ЗК РФ  отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Не касаюсь вопроса бесхозного имущества и приобретательной давности т.к. об этом подробно рассказали коллеги.

Источники

Использованные источники информации.

  • http://uropora.ru/zemlya/kak-oformit-v-sobstvennost-zemelnyj-uchastok-esli-uchastok-broshen.html
  • http://yconsult.ru/zemlya/kak-oformit-pravo-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok/
  • https://gragdanskii-advokat.ru/beshoznye-zemelnye-uchastki/
  • http://uropora.ru/zemlya/kak-oformit-v-sobstvennost-besxoznyj-zemelnyj-uchastok.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий